Окно в Европу
С 27 августа по 2 сентября 2020 года в городе Выборге Ленинградской области пройдет XXIХ Фестиваль российского кино «Окно в Европу».
Учредители фестиваля - Русско-Европейская киноассоциация (RECA), Министерство культуры РФ, Правительство Ленинградской области. Президент фестиваля - Армен Медведев. Генеральный продюсер фестиваля - Геворг Нерсисян. За шесть дней работы фестиваля зрители увидят более 100 фильмов. Закрытие смотра состоится 1 августа и по традиции пройдет в стенах Выборгского замка.
Символом XXIX фестиваля «Окно в Европу» станет образ фронтового корреспондента Лопатина в исполнении Юрия Никулина из фильма режиссера Алексея Германа «Двадцать дней без войны». 18 декабря 2021 года отмечается 100-летие со дня рождения Народного артиста СССР Юрия Владимировича Никулина. Интересно отметить, что в годы ВОВ он нес службу под Ленинградом, неподалеку от Выборга. «До сих пор факт участия Никулина в фильме «Двадцать дней без войны» остаётся своеобразной загадкой. Я помню, вскоре после выхода фильма на каком-то семинаре кинокритиков в Минске Георгий Капралов, обозреватель «Правды», сказал мне: «Не смогли люди принять Никулина в роли героя-любовника». Тогда вокруг этой роли всё время крутились сомнения: Никулин слишком некрасив, слишком прост, у него репутация комического актёра. И Константин Симонов, автор повести «Двадцать дней без войны», в душе, наверное, предпочитал Гафта, который тогда играл роль Лопатина в театре. Но проходит время, и образ Лопатина все прочнее связывается именно с Юрием Никулиным, с его манерой, с его стилем, с его почерком актёрским. И, как оказалось, Герман был прав, когда проявлял упорство, отстаивая именно этого актёра на роль Лопатина.
Ведь фильм-то не просто о любви. Тут всё сложнее, всё гораздо более хрупко, и в тоже время более весомо.
Двадцать дней без войны, двадцать дней в местах, далёких от фронтов, устройство жизни без войны во время войны – это и главная тема фильма, это и играл Никулин. А встреча его героя с Никой, которую сыграла Людмила Гурченко – лишь одна из линий. История страсти, вспыхнувшей буквально на несколько дней, – словно росток, пробивающийся через асфальт. Но что будет с героями, как сложится их судьба – никто не знает, вот про это фильм. В этом, мне кажется, смысл работы Германа, и главное – смысл появления в этой работе Юрия Никулина.
Играя Лопатина, он совершенно преобразился и отошёл и от себя, каким он привык быть в жизни. Анекдотчик, шутник, он сыграл единственную в своём роде, действительно драматическую роль. Сыграл её очень деликатно, правдиво, броско, цельно. Его герой – странный, некрасивый человек, который способен на очень сильные яркие любовные чувства. И ты веришь, что он покорил эту
женщину, Нику, веришь, что она его полюбила, веришь в их любовь. А разгадка секрета Никулина – в уникальном диапазоне его актёрского дарования, натуры, характера. Цитируя Шекспира из «Гамлета», «он человек был – человек во всем…». Однажды на вечеринке, которую проводила актёрская гильдия, мы с Никулиным оказались за одним столиком и очень рассчитывали интересно пообщаться. Но весь вечер у нас над ухом пели разные певцы, очень громко. И в конце мероприятия Никулин сказал мне: «Извините, не удалось нам поговорить, но в следующий раз я вас приглашаю на вечер в клуб глухонемых. Там уж мы вдоволь наговоримся».
Смотрите также:
- Мэтт Дэймон: О, счастливчик!
- Рожденный летать!
- кулинарные недели
- Билет за здоровьем
- Горький квест
- Москва, я терплю тебя!
- Новые формы существования текста
- Комплексное похудение
- № 2 (56), март-апрель 2013
- Марлон Брандо: Красавец-чудовище