Тимур Шаов: «Авторская песня перестала быть жанром «под одну гитару»
Тимур Шаов − российский поэт, сатирик, автор, исполнитель и участник I Открытого слета бардовского движения «Чтобы наши песни пели, как свои» ответил на вопросы о современной авторской песне и ее перспективах в современных реалиях.
В Москве на ВДНХ с 29 февраля по 3 марта состоится I Открытый слет бардовского движения «Чтобы наши песни пели, как свои». Он пройдет в рамках Международной̆ выставки-форума «Россия». Проект реализуется Фондом Олега Митяева при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
- Скоро состоится I Открытый слет бардовского движения «Чтобы наши песни пели, как свои». Расскажите, чего ждать зрителям?
- Как и всегда на таких мероприятиях зрителей ожидает встреча с бардовской песней. Выступать будут совершенно замечательные люди. Это классики жанра: Вадим Егоров, Галина Хомчик, «Песни нашего века» и другие. Также можно будет послушать и молодых необардов. И среди них есть совершенно чудесные имена: Рома Ланкин, и нежный лирик Наталья Дудкина, и еще много талантливых ребят. Я думаю, что зрители будут очень рады встрече с ними.
- Раскрытие жанра авторской песни как уникального явления в русской культуре − кропотливый труд большой команды и участников проекта. Как Вы считаете, изменилось ли отношение аудитории к жанру, стал он более популярным за последние 10 лет или аудитория стала более узкой?
- Я бы сказал, что отношение к жанру поменялось не за последние 10 лет. Сам жанр стал меняться уже, наверное, лет 20-25. После того как во многом изменилась наша жизнь. Конечно, основное направление жанра осталось прежним, и аудитория вряд ли стала более узкая. Я помню, как 20 лет назад мне говорил Городницкий о том, что «нашего» зрителя осталось очень мало. Что на концерты приходят «последние из могикан» и скоро их совсем не будет. Прошло 20 лет и тот же самый Городницкий, и Юлий Ким и другие мастера жанра собирают полные залы. Конечно, авторская песня изменилась с приходом молодых людей, и это замечательно, что молодежь приходит. Они привносят свои музыкальные приемы и уже можно услышать в песнях мотивы рок-н-ролла и другие «фишки», характерные для современных молодежных направлений. Авторская песня перестала быть жанром «под одну гитару»: стали делать более серьезные музыкальные аранжировки, использовать и другие инструменты. Но главное, что было в авторской песне, и так и остается – это хороший текст.
- Какие перспективы развития жанра авторской песни Вы бы прогнозировали?
- Я вижу на фестивалях очень много молодых лиц и очень надеюсь, что перспективы у этого жанра есть. И мне почему-то кажется, что мы чаще будем возвращаться к своим корням. Все больше будет появляться таких маленьких «фестивальчиков» как прежде: на полянке у реки, у палатки. Конечно, наряду с огромными фестивалями, которые все очень любят.
- Почему зрителям стоит прийти на ВДНХ на I Открытый слет бардовского движения «Чтобы наши песни пели, как свои»?
- Во-первых, это встреча с бардовской песней и с прекрасными известными исполнителями. Кроме того, зритель сам может стать участником интерактива. Организаторами придумана масса интересных моментов. Будет занимательная фотовыставка, на ней представлены фотографии, рассказывающие о том, как развивалась авторская песня. Кроме этого задуман небольшой конкурс-фестиваль бардовской песни. Также будет «Гитара по кругу» − традиционное бардовское мероприятие, когда гитара действительно передается от человека к человеку, и каждый поет то, что он хочет. На слете запланирована масса выступлений в разном жанре − все это бардовская песня, но каждый имеет свой голос и манеру исполнения.
- Какие ваши песни услышат зрители?
- Я работаю в юмористически-сатирическом направлении авторской песни. Поэтому буду исполнять веселые песни. Кроме того, конечно, и какие-то серьезные и песни, посвященные авторской песне и моим друзьям. Есть песня, которую я когда-то написал, и она стала гимном нашего КСП – Ставропольского клуба самодеятельной песни. Песни будут разные – приходите и услышите.
- «Чтобы наши песни пели, как свои» − название события, но как Вы считаете, будут ли наши песни подхватываться в других странах и становиться любимыми?
- Не только будут, они уже давно подхватились и в разных странах мира их много лет поют. И за рубежом во многих городах есть клубы авторской песни. Я езжу и знаю это хорошо, клубы есть: в Америке, в Австралии, в Новой Зеландии, в Германии, а там иногда в одном городе по два клуба. То есть, как я говорю в шутку: «Если за рубежом есть три наших соотечественника в каком-нибудь городе, то они обязательно образуют ДВА клуба авторской песни и потом еще могут друг с другом поссориться».
Так что авторская песня за рубежом популярна, там клубы не только место, где собираются любители такого исполнения, но и пространство для общения, куда тянуться люди. Поэтому авторская песня жива и будет жить не только в России, но и за рубежом.
Текст Станислава Филатова
Смотрите также:
- Уитни Хьюстон: «Я всегда буду любить тебя»
- Человек-амфибия
- Сергей Бодров: Вечно молодой
- Концепт-стор Здорового сна
- Отдел добрых дел
- Милла Йовович: Она не чужая, она другая
- Илья Лагутенко: Очарованный странник
- Премьеры Елены Летучей
- Александр Домогаров: «Каяться не буду!»
- Графиня де ла Фер