Сергей Шолохов: Ленин и грибы
В 1991 году они разыграли всю советскую тогда ещё страну. Два Сергея: телеведущий Шолохов и музыкант Керёхин. Молодые, задорные и наглые. С экрана телевизора эти двое всерьёз рассуждали о том, что Ленин, великий и непогрешимый вождь мирового пролетариата, на самом деле — гриб... Тот выпуск «Пятого колеса» стал культовым и ещё долго был предметом всеобщего обсуждения. Народ, как ни странно, телехулиганам поверил. Но забавно другое. Сегодня, спустя 19 лет, в канун 140-летия Ильича, Шолохов и не думает разоблачать тот сеанс «чёрной» магии. К абсурдной, на первый взгляд, теории, он до сих пор относится со всей серьёзностью. Или снова разыгрывает. Не поймешь...
Беседовал Дмитрий Тульчинский
— Сергей, памятная передача вышла 17 мая 1991 года. Вообще-то, поздновато для первоапрельской шутки, вам не кажется?
— А кто сказал, что мы шутили?
— Сейчас, по прошествии лет, вряд ли у кого-то могут быть в этом сомнения.
— Нет, в нашей передаче была только правда. Курёхин изложил мне факты, которые после проверки оказались весьма убедительными. В частности, что мухоморы в местах дислокации Владимира Ильича во время ссылок имели повышенный галлюциногенный характер. И что было впоследствии подтверждено микологами, с которыми я встречался. Те провели соответствующие исследования и совершенно определённо установили, что чем ближе к Шушенскому, тем больше содержание в грибах галлюциногенов. А то, что Курёхин обнаружил в трудах Владимира Ильича, только закрепило эту теорию.
— Имеете в виду прозвучавшую в программе фразу из переписки Ленина с Плехановым: «Вчера объелся грибов, чувствовал себя изумительно»? Так она тоже ничего, кроме смеха, вызвать не может.
— Нет, всё было очень серьёзно. Курёхин поразился тому новому знанию, которое ему открылось, поделился этим знанием со мной. Я обнаружил дополнительные факты — уже общаясь с микологами и представителями общества «Грибы в защиту мира». Всё вместе это выглядело очень убедительно. Кроме того, мы разыскали внука грибника, который носил грибы Ленину, и его мемуары открыли много интересных ритуальных фактов на тему «Ленин и грибы». А то, что рассмеялись в конце программы, то кто сказал, что смешной может быть только неправда? Правда тоже бывает смешной. А это — гиперправда. Поэтому она гиперсмешная.
— Изначально кому принадлежала идея этой «грибной» передачи?
— Идея принадлежала Курёхину, который, вернувшись из Мексики, поразился идентичности фресок мексиканских храмов и тех сцен революции, которые мы привыкли видеть в отечественном кинематографе. То есть у него сложилось полное ощущение того, что всё это где-то уже было оцифровано. А поскольку единственным Интернетом на ту пору являлась мировая грибница, которая получала и распространяла сигналы из космоса, — выводы последовали сами собой.
— Хотите сказать, по «грибному» Интернету информация из Мексики поступила в дореволюционную Россию?
— Может, и не из Мексики, а из космоса. Потому что у мексиканцев своя грибница, а в Шушенском — своя. Главная теза Курёхина в том, что грибы обладают космической личностью, а личность отдельно взятого человека слабее, чем личность космического гриба. Человек, который употребляет в пищу специальные грибы, постепенно теряет свою личность, она вытесняется личностью гриба. Отсюда логично заключить, что индейцы, употреблявшие в пищу грибы и кактусы, получили определенную информацию из космоса и отобразили её в виде фресок. А Ленин, будучи в Шушенском, приобрёл это знание через местные мухоморы, во время поедания которых надо петь мантры.
— И вы сейчас, спустя 19 лет, относитесь к этой теории со всей серьёзностью?
— Её пока никто не опроверг.
— Может, никому и в голову не приходило заниматься подобного рода опровержениями? Но как цензура в своё время пропустила подобное?
— Наверное, что называется, против лома нет приема. Против правды не попрёшь. Та версия, которую мы изложили — с убийственными комментариями специалистов, с доказательной аргументацией, — была очень убедительной. Начальство посмотрело готовый материал и только развело руками. А таинственные цензоры так и не появились со своими умозаключениями, они просто не стали с нами связываться, отошли в сторонку.
— Удивительно, ведь тогда ещё был Советский Союз, а то, что вы в передаче говорили, — глумление над вождём пролетариата.
— Почему глумление? Мы сказали правду. Более того, мы образ вождя мифологизировали, и Ленин, таким образом, вписал своё имя в историю космических цивилизаций, а мог бы остаться всего лишь вожаком отдельной горстки землян.
— Вы с Сергеем Курёхиным догадывались, что готовите некую «бомбу»? И что она взорвет мозг советским гражданам?
— Разве что «грибную» бомбу. Обратите внимание, как выглядит огненный столб после взрыва самых страшных бомб: он имеет вид гриба. В тот день, кстати, когда была показана передача, президент США Джордж Буш-старший объявил войну Ираку. И было много разговоров, какое оружие использовать против Хусейна. Если туда высаживать морских пехотинцев, то могут быть жертвы. А вот если применить «грибную» бомбу, начинённую порошком из специальных грибов, то население Ирака обратится в состояние радости, и оккупационные войска смогут войти в Багдад, не встречая сопротивления. И это предположение я обсудил тогда в кадре с нашим ленинградским прокурором...
— Если бы сейчас вышла подобная передача, многие бы решили, что ведущие сами объелись грибов.
— Ну, у каждого своё может сложиться впечатление... Я считаю, что передача была геометрически абсолютно стройная, абсолютно гармоничная, сделанная по законам цифры, и никаких следов безумия в ней нет.
— Да, особенно если вспомнить ваш разбор портрета Владимира Ильича. На столе вождя Курёхин обнаружил некий предмет, «напоминающий мелокактус с цефалием наверху». Весьма здравая мысль.
— Ну да, Курёхина немножко несло тогда по поводу кактусов, после возвращения из Мексики он был ими увлечён. И поэтому к этим его рассуждениям я относился несколько скептически. Но по поводу грибов он говорил точно.
— У вас не было неприятностей после той передачи?
— Да нет. Нагоняй от старых большевиков получила заведующая отделом идеологии обкома партии Баринова. На следующий день после эфира к ней пришли и спросили: правда ли, что Ленин — гриб? Она сказала: «Неправда». Большевики возмутились: «Как же! А вчера по телевизору сказали, что гриб». На что госпожа Баринова выдала сакраментальную фразу: «Он не гриб, потому что млекопитающее не может быть растением».
— А выступлением старых большевиков дело и ограничилось? Наверняка же были мешки писем после эфира — в те годы телевидению ещё верили.
— Были конфликтные письма от людей, которые поверили нам, а потом наткнулись на мнения скептиков, утверждавших, что всё это шутка. И они писали: представляете, какие недоверчивые люди есть! Мы-то вам верим, а вот Клава из соседней квартиры говорит, что всё это ерунда. И они у нас пытались добиться подтверждения того, что все сказанное нами — правда.
— Можете сказать, что после той программы пробил ваш звёздный час?
— Ну, в общем, да. Потому что передачу смотрела вся европейская часть страны, рейтинг был 99 процентов. Но я всё время работал, всё время ездил, снимал передачи, монтировал. Поэтому всю прелесть обрушившейся славы ощутить не смог. Тем более что до этого четыре года вёл авторские выпуски «Пятого колеса», каждый из которых, как говорится, открывал что-то новое. Так что внезапной славы не было, а было какое-то новое её качество — словно из заслуженного стал народным. А вот знакомые за передачу только благодарили, говорили, что пережили сильное художественное впечатление.
— Всё, абсурд достиг своего пика!
— Да. И нас с Курёхиным это задело за живое. Потому что битый час мы доказывали, что грибы — отдельное царство, и к растениям они не имеют никакого отношения, это вам подтвердит любой миколог. Но мы не стали опровергать утверждение Бариновой, что Ленин — млекопитающее, ей было виднее, а мы вступились за грибы. И отстаивали потом их самостоятельное значение.
— Сами-то как свою передачу оцениваете? Неужели не как шутку? Пусть и гениальную...
— Я к этой передаче отношусь не просто серьёзно, а как к событию, которое повернуло колесо истории. И мне кажется, что в данном случае это уже не просто шутка. Потому что когда мы прикасаемся к гомеостатическому мирозданию и нарушаем баланс (а я сейчас говорю терминами Стругацких), — в нём обязательно что-то происходит. В данном случае на суд зрителей была выставлена не просто какая-то маленькая правда, а сверхправда. Может быть, в виде забавного исследования. И поскольку суть этой правды серьёзна, то и относиться к ней я могу только серьёзно. И то, что во время передачи я получал удовольствие от процесса и веселился, а Курёхин приводил такие факты, от которых меня просто распирало, — нисколько этого не отменяет.
— Судя по всему, в 1991 году никакого трепета перед вождём мирового пролетариата вы уже не испытывали. А будучи пионером?
— Я всегда относился к Ленину как к «священному животному». Но когда нас водили в музей, меня очень удивляло, что в рабочем кабинете вся мебель — в чехлах. И эти чехлы вообще не снимались никогда. То есть меня смущало противоречие между торжественностью, с которой нам предъявляли Владимира Ильича, и чехлами, которые говорили о скукоженном, затрапезном, мещанском быте. В таких чехлах могут жить только маленькие жалкие недотыкомки, герои гоголевской «Шинели». А потом я понял, что никакого противоречия нет, что только отсюда, из маленькой своей каморки, он и мог вырваться интеллектуальной жар-птицей к космическим просторам.
— Как сегодня вы скажете о том, кто такой Ленин?
— Конечно же, космический посланец, никакого отношения к землянам он не имеет. А космический посланец разве может быть великим или мелким? Важно то, что он другой. Иной. Все остальные, вся эта камарилья, они плоть от плоти. А Ленин — из космоса. И сейчас у меня отношение к Владимиру Ильичу самое торжественное. Более того: кроме как к Ленину, такой степени торжественности я не испытываю ни к кому. Потому что только он смог услышать сигнал, который шёл из космоса, и вписаться во вселенскую космическую историю.
— Впоследствии имя Ленина в вашей работе ещё как-то фигурировало?
— Нет, я сделал всё, что мог. Я свой респект вождю оказал...
Смотрите также:
- Артём Тарасов: Миллионер из трущоб
- Пламенные сердца
- Творческая встреча
- Про снежного барса
- Надя Ручка: Поющая в терновнике
- новый герой
- Дом 19|7
- Весна начнется в Кремле
- Фестиваль фламенко
- Эльвира Барякина: Американская мечта