Галина Петрова: Современница
Говорят, судьба и на печке найдет. То есть — вопреки всему. Нашу героиню она нашла в Тамбове, в многонаселённой «хрущевке», чьи обитатели на смех поднимали маленькую Галю, заявлявшую: «Я буду актрисой!»
Беседовала Яна Шварц
История умалчивает, при каких обстоятельствах девочка из простой рабочей семьи впервые почувствовала «зов судьбы», потребовавший от неё самых решительных поступков. Конечно, найти театральную студию, прийти и спросить: «Можно записаться?» совсем не трудно. Был бы характер или бабушка, которая водит за руку по кружкам и секциям. Но характер Гале Петровой достался не пробивной, а застенчивый. А бабушка хотя и имелась, но хотела, чтобы внучка стала врачом. «Галь, ну ты же страшная, какая из тебя артистка!» — такие слова Петрова часто слышала от близких людей. Однако Галя и через робость переступила, и через чужое предубеждение. И стала звездой тамбовской самодеятельности. А потом, после окончания ГИТИСа, одной из ведущих актрис «Современника».
— Галина Леонидовна, я читала, что кинорежиссёры часто приглашают вас, если отказывается Инна Чурикова. Это правда?
— Инна Михайловна, наверное, уже устала про это читать. На самом деле такой случай был один-единственный раз. На Чурикову очень рассчитывал режиссёр картины «Дежа вю» Юлик Махульский, а она отказалась. И Вася Мищенко, который тоже снимался в этом фильме, сказал режиссёру: «Есть у нас в «Современнике» актриса, очень похожая на Чурикову». Помню, пришла я в наш буфет, там сидели Вася и Юлик. Последний меня увидел и — «Всё, она будет играть!» Обычно приходилось долго пробоваться, выполнять этюды, поворачиваться так и эдак, потом ждать ответа, а тут человек просто увидел и всё решил. Честно сказать, я испугалась: международный проект, знаменитые актёры... И комсомолку эту с папироской в зубах с испугу придумала. В это время в «Современнике» Фокин выпускал «Ревизора», и в одной сцене он напутствовал актёра, игравшего Хлестакова: «Ты говори с этим немцем очень громко, потому что люди думают: если они будут говорить с иностранцем громко, тот их поймет». И я стибрила эту идею для картины.
— Вы сейчас снимаетесь больше, чем в молодости...
— Знаете, характерным актрисам именно в молодости проблематично получить хорошую большую роль. По молодости я в кино существовала как бы по мелочам: там — подружка главной героини, тут — что-то такое забавное выскочило в эпизоде. И в театре могу по пальцам пересчитать роли, которые были рассчитаны именно на меня. Из последнего — Воин в спектакле «Мамапапасынсобака». Но этого стопроцентно «своего» мальчишку я начала играть уже в 47 лет!
— Да, это потрясающая роль...
— И редкая. Чаще предлагают играть всяких подзаборных тётенек. Честно говоря, я их внутренне изжила.
— Те, кто в свое время не верил в актерскую звезду Гали Петровой, признали свою неправоту?
— К сожалению, из тех, кто не верил, уже никого нет в живых, — бабушки, отца, мачехи... Но они успели мной погордиться. Бабушка считала, что все актрисы распутницы, что у них куча мужей и любовников. А я вот как вышла замуж 30 лет назад, так с одним мужем и живу. И семья у нас с Олегом, можно можно сказать, образцово-показательная.
— Вы ведь проработали в «Современнике» 25 лет и ушли из штата? Почему?
— Сейчас я на договоре. Решилась на это, когда поняла, что в игру под названием «театр — дом родной» нельзя заигрываться, это заводит в тупик. Театр должен быть местом работы, не больше. Если — дом родной, а режиссер — родная мама, то ты, следовательно, ребёнок. Что делать, когда ты вырос и хочешь расти дальше, а «родителям» это без надобности? «Родители» хотят, чтобы ты по-прежнему выполнял мелкие функции... Начинаешь проявлять свою волю и становишься предателем: предал семью, родной дом! Надо играть маленькую роль в «Трёх товарищах», а ты пошла сниматься в сериале или в антрепризу на главную роль с Хазановым!
— Не жалеете, что выбрали «вольные хлеба»?
— Нисколько! Хотя долго собиралась с силами. На этой почве даже увлеклась философией. Читала и Канта, и Ошо, и Эрика Берна. Прочистили мозги.
— В свободные часы вы читаете умные книги. А ещё есть любимые занятия?
— В компьютерные игры могу поиграть. Пазлы собираю. Очень успокаивает! И все картинки на одну тему: загородный дом. Это я так шаманю чуть-чуть. Визуализирую мечту, чтобы сбылась.
— Была ли у вас роль, которую не хотелось играть, а пришлось?
— Был такой спектакль — «Три сестры». В 24 года Галина Борисовна доверила мне сыграть в нем Ольгу. А младшую мою сестру Машу играла Марина Неелова. Ох, как трудно всё шло! Я была такая двоечница в спектакле. С меня начинали замечания и мной заканчивали. Типа, вот если бы не Галя Петрова, был бы хороший спектакль. Но, не знаю почему, Волчек меня так и не сняла с роли. И я восемь лет мучилась, никак не могла эту Ольгу как-то внутренне почувствовать. Едва слышала музыкальное вступление к спектаклю, как всё внутри сжималось, даже сердце начинало болеть. Знаете, иной раз какой-то одной молекулки не хватает, чтобы почувствовать себя в роли совершенно органично. И не всегда понятно, какой молекулки...
— Так до снятия спектакля с репертуара и мучились?
— К счастью, нет. Когда мы поехали на гастроли в Сиэтл и играли там 28 спектаклей подряд, я вдруг увидела непредвзятое к себе отношение американцев (им ведь всё равно, кто там у нас звезда в театре, а кто двоечник). И мне это помогло. От доброй энергетики зала произошел какой-то сдвиг, я вдруг почувствовала свою героиню, и все зажимы ушли.
— Почему в самом начале не отказались играть?
— Во-первых, это бунт на корабле. Во-вторых, мне хотелось победить. И я это сделала. Как-то мы снимали на Чистых прудах, уже не помню, что за фильм. И идут два мужичка, такие слегка выпившие, разгоряченные. «Во, Коль, — говорит один, — глянь, что за работа! Два раза прошел туда-сюда, и тебе доллары платят!» Да, думаю, поставь тебя сейчас перед камерой и заставь пройтись... Мои дети, наглядевшись на мать, никогда бы такого не сказали.
— В ситуации с «Ольгой» вы победили. А случалось, что «складывали крылышки»?
— Было такое. В 47 лет я решила научиться водить машину. Села, в руль вцепилась, и вдруг так в спину вступило! На нервной почве. Врач сказал: «Всё, такие стрессы вам уже не под силу. Опоздали». Пришлось смириться. Муж, надо признать, только обрадовался.
— Он у вас тоже человек творческой профессии. А в домашних делах эту самую творческую жилку проявляет?
— Олег потрясающе готовит. Вообще, мы разделили блюда. У мужа одни фирменные, а на мне — блины, диетические супы, плов, овощные рагу. У Олега получается потрясающая выпечка. Какой у него торт «Наполеон»! Мясо прекрасно готовит. Я вот никогда не могла как следует пожарить картошку. А Олег знает, на каком огне это делать, когда перевернуть, чтобы вкуснота получилась.
— Он не Дева у вас случайно?
— Нет, Водолей. А я Обезьяна. По зодиакальному гороскопу я родилась в день, когда Стрелец переходит в Козерога. Говорят, это необычно.
— Вы больше авантюрный Стрелец или деловой Козерог?
— Во мне есть всё! Причём вылезает, что в данную минуту необходимо. Например, я не практична абсолютно, но когда надо было решить жилищную проблему, вдруг вызрело практичное решение, что и как делать.
— О чём вы мечтаете? Из осуществимого?
— Ой, очень хочу побывать в Италии. И в Вену бы с удовольствием съездила. А ещё когда Мураками читала запоем, потянуло меня в Японию. Но туда вряд ли поеду — муж на Восток не хочет...
Смотрите также:
- Анна Терехова: «Не надо маму тревожить…»
- Кинг Жиллетт: Жизнь на лезвии бритвы
- Геннадий Хазанов: «Путайте карты!»
- Борис Андреев: Богатырь с душой ребёнка
- РОСФОТО. 15 лет.
- Чернобль
- Танцуем любовь
- всем мир
- Иван Охлобыстин: Карты, дети у стола
- 17 мгновений