Сергей Кондрашев: «Я пропагандист русской музыки»

Поделиться:

сергей_кондрашев

Профессия дирижёра одна из самых загадочных. Мы практически не знаем, как и чем живёт оркестр. Художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра радио «Орфей», заслуженный артист России Сергей Кондрашев приоткрыл завесу тайны, и показал нам увлекательный мир классической музыки со своими законами и страстями.

А так же поделился историями о своих экстремальных путешествиях по миру.

- Сергей, почему вы решили стать дирижёром? Что для вас значит эта профессия?

- Оркестр, как наивысшее средство музыкальной выразительности, для меня всегда находился на вершине Олимпа. Я начинал как дирижер хора и достаточно быстро почувствовал, что если я не совершу восхождение на этот Олимп, то не произойдёт самого главного в моей музыкальной жизни – самореализации.

- Что самое сложное в вашей профессии?

- Не останавливаться в развитии.

- Какие у вас планируются премьеры? Где мы в ближайшее время сможем увидеть и услышать вас?

- Ближайшая премьера у оркестра – балет «Раймонда» Александра Глазунова в постановке Андриса Лиепы. Спектакль состоится 19 сентября в Государственном Кремлевском Дворце.

дирежер_кондрашев

- Знаю, что 2 ноября Симфонический оркестр радио «Орфей» исполнит музыку мирового кино под вашим руководством. Концерт пройдёт в Barvikha Concert Hall. Можете назвать вашу любимую музыку из мирового кино?

- Да, эту программу любит публика, и оркестр всегда с удовольствием её играет. Я считаю, что музыка Нино Роты из всеми известных фильмов «Крёстный отец» и «Ромео и Джульетта» является настоящей классикой. При этом как дирижёр, уже не первое десятилетие пропагандирующий русскую музыку, я хотел бы отметить гениальное творение Эдуарда Артемьева к фильму «Раба любви» и потрясающую музыку Микаэла Таривердиева из советского телефильма «Семнадцать мгновений весны», фортепианное соло из которого всегда вызывает шквал аплодисментов у публики.

- А любимый фильм? Любимого режиссёра?

- Пожалуй, я начну с режиссера – это Эльдар Рязанов, все картины которого я готов пересматривать вновь и вновь. А ещё мне выпала большая удача – посчастливилось сняться в одной из последних картин Эльдара Александровича в фильме «Андерсен»… в качестве дирижёра.

- Есть такое мнение: чтобы успешно продирижировать, необходимо передать энергию музыканту. Когда выходите к оркестру, исполнители перенимают настрой у дирижера, поэтому нельзя выходить в плохом настроении или с усталым видом. Откуда вы черпаете силы, если нет настроения?

- Пожалуй, не столько передать именно энергию, сколько свои намерения, которые должны быть осознанными и эмоциональными. А в энергию для публики артисты оркестра уже преобразуют эти намерения самостоятельно. Да, действительно, музыканты обычно восприимчивы к состоянию маэстро. Выходить к публике, к оркестру с плохим настроением или с усталым видом – совершенно невозможная история. Дирижёр на такое не имеет права, это было бы непрофессионально. Силы черпаю в общении с природой, которого мне требуется с течением времени всё больше и больше в отличие от суеты больших городов.

- Можете назвать ваших любимых композиторов. Чья музыка вас вдохновляет?

- Я считаю себя пропагандистом русской музыки, поэтому не могу представить своей жизни без музыки Глазунова, Римского-Корсакова, Лядова и, конечно же, Чайковского и Рахманинова.

- Вы перфекционист? Это помогает или мешает вам в работе?

- Да, это так. В работе дирижёра считаю, что такое качество помогает, а если перейти из профессии в жизнь, пожалуй, что мешает. Не хотелось бы становиться занудой, которому всё нужно дошлифовывать и во всем бесконечно добиваться совершенства.

оркестр

- Есть дирижёры, которые предпочитают обходиться без палочки. Вы всегда дирижируете с палочкой? Можете объяснить для простого слушателя, в чем её необходимость?

- Кстати, не всегда дирижирую с палочкой. Иногда во время исполнения на какое-то время её откладываю, ведь по первому образованию я хоровой дирижёр, а при работе с хорами не принято пользоваться палочкой. Всё достаточно просто: дирижёрская палочка является как бы продолжением кисти руки и экономит движения. К тому же в полутьме оркестровой ямы в музыкальном театре белая палочка и её перемещения в пространстве гораздо лучше видны музыканту, чем «невооруженная» кисть.

- Вы не только главный дирижёр, вы ещё и художественный руководитель симфонического оркестра радио «Орфей». Расскажите, что входит в ваши обязанности, как художественного руководителя.

- В первую очередь планирование концертов, спектаклей и репертуара в целом. Но основная «зона ответственности» художественного руководителя – творческая форма коллектива.

- Случаются ли творческие разногласия с оркестром? Вы готовы прислушаться к чужому мнению?

- Говорят, что в спорах рождается истина, но у меня с артистами скорее творческое общение, а не споры и разногласия. Я всегда предпочитаю общаться тет-а-тет в таких случаях, потому что лучше самого музыканта никто не знает так досконально его инструмент, как он сам. А разновидностей инструментов в оркестре, ох, как много… Полезно из «первых уст» услышать, например, как сыграть на гобое тот или иной фрагмент музыкального произведения, чтобы он звучал наиболее ярко, гармонично и при этом процесс исполнения был бы комфортен для самого музыканта. Обсуждаем и технологию игры, это очень важная составляющая нашей работы.

- А вы владеете какими-то музыкальными инструментами?

- Да, мой инструмент – фортепиано.

- Насколько верно распространенное мнение об оркестре как о змеином клубке интриг? Феллиниевская «Репетиция оркестра» – правдивое кино?

- Кино часто не обходится без художественного вымысла. Уверен, что и в случае с прекрасным фильмом Феллини это так. Возникновение ситуаций там выглядит вполне правдиво, а вот их развитие является скорее фантазией сценариста. Думаю, что первенство по интригам в сфере искусства занимают всё же театры, а не симфонические оркестры. И еще добавлю, что атмосфера в коллективе очень во многом зависит от художественного руководителя: поддерживает ли он эти змеиные сплетения или рубит с плеча зарождение нечто подобного.

дирижер_сергей_кондрашев

- Вы дружите с кем-то из музыкантов оркестра? Или считаете, что в работе необходимо держать дистанцию?

- Чтобы была близкая дружба – нет. Скорее, с кем-то больше общения, с кем-то меньше. Насчёт дистанции отвечу так: непосредственно во время работы, когда создаются музыкальные образы, возникают интерпретации, её быть не должно, иначе такие границы и преграды будут вредить самой сути профессии дирижёра. А в обычном рабочем общении моё мнение таково, что руководитель, независимо от профессии, не должен становится «своим парнем», иначе он перестаёт руководить, а начинают руководить им. Вот в студенческих коллективах такая дистанция может быть минимальна, а в любых профессиональных сообществах считаю, что субординация необходима.

- Как увлечь современных слушателей классической музыкой? Как вы считаете, можно ли сделать её популярной?

- Я считаю, что популярная классическая музыка существует! Ведь очень многие узнают по звучанию «Полёт шмеля» или главную тему из Первого фортепианного концерта Чайковского, который даже стали использовать последнее время в качестве гимна России в определённых случаях. Популярной классическую музыку сделать можно, но в этом активное участие должны принимать и средства массовой информации, особенно государственные. А занимаются этим на всю Россию всего один телеканал и фактически одна радиостанция «Орфей».

- С чего бы вы советовали начинать знакомство с классической музыкой? Какую музыку должен послушать каждый?

- Например, прийти на концерт, где наш оркестр играет вальсы. Также я могу порекомендовать чудесную, на мой взгляд, серию концертов, которая осталась на просторах Интернета, но уже невозможна в живом звучании: послушайте и посмотрите концерты «Паваротти и друзья», где великий итальянский тенор поёт дуэтом чудесные, мелодичные композиции с симфоническим оркестром вместе со своими друзьями рок и поп-музыкантами. Думаю, что у многих может наступить некое прозрение после знакомства с этими треками. По крайней мере, так произошло с моими друзьями.

- Вы много путешествуете на машине. Какая музыка у вас обычно играет в дороге?

- Обычно это спокойная, мелодичная музыка, достаточно нейтральная в эмоциональном плане. В прошедшее лето поймал себя на том, что радио выключено. Подходяший контент мне найти всё труднее, особенно если нахожусь далеко от дома, а такое бывает часто.

- В путешествиях вам интереснее изучать природу или культуру других стран?

- Я бы не назвал это изучением, скорее, созерцание и любование тем, что было создано в первую очередь не нами. Это, конечно же, касается природы. А культура других стран окружает нас моментально после пересечения границы, даже нет необходимости её специально изучать. Это и гастрономическая культура, это и отношение людей к собственной природе, земле, то есть культура экологии, культура строительства, культура выбора одежды. Этот список чуть ли не бесконечен. Если говорить о культуре в том понимании, какое мы обычно подразумеваем, то достаточно включить радио в новой стране и попереключать радиостанции. Картина становится ясной достаточно быстро.

путешествие

- Можете рассказать о вашем самом захватывающем путешествии.

- Я отношусь к той категории людей, которым совершенно не обязателен в путешествии экстрим и невероятное количество адреналина с ним связанного. Из последнего: я не могу забыть своё путешествие в ледяную пустыню ненецкой Малоземельской тундры, где кажется, что ты совсем один, и вдруг над тобой парит краснокнижный орёл, а через несколько километров пути что-то ищет в сугробе ондатра с невероятно красивым мехом. Вот оно счастье единения с природой! А из прошлого: в середине 90-х годов маленькой группкой студентов мы, презрев все визовые ограничения, остались на несколько дней в красавице - Вене. И больше всего поразило тогда то, что на центральной городской площади перед ратушей стоял огромный экран, расставлены стулья, где любой желающий мог присесть и послушать, посмотреть на экране роскошное исполнение Реквиема Джузеппе Верди с лучшими солистами того времени! И пустых стульев было совсем мало. Вот и популяризация классики! Кстати, вокруг стояло множество ларёчков с венскими колбасками, и присоединяющейся публике совершенно не возбранялось подкрепиться. Захватывающим и экстремальным тогда для нас было появление и неумолимое приближение офицеров пограничной службы в электричке Вена-Братислава (в шенгенское пространство входило тогда буквально несколько стран). За просрочку визы нас оштрафовали на какие-то несколько шиллингов, а впечатления от Вены остались у 20-летних студентов на всю жизнь! Не бойтесь путешествовать!

- Что ещё вы мечтаете посетить?

- Очень хотел бы побывать в Новой Зеландии и в Исландии.

- Вы что-нибудь коллекционируете?

- Практически из каждой поездки привожу не безделушки, но какую-то памятную для себя вещицу и чаще всего полезную, как, например, уникальные стеклянные бокалы, выдуваемые только в этом конкретном месте.

- У вас есть домашние животные?

- Да, есть любимая кошка, которая, к сожалению, совершенно не разделяет мою страсть к дальним путешествиям и благосклонно переносит дорогу исключительно в ближнее Подмосковье, где ей очень нравится.

- Какую музыку вы бы сделали саундтреком к своей жизни?

- Есть такая музыка и по счастью именно в балете «Раймонда», к премьере которого мы сейчас готовимся. Возможно, с течением времени его место займёт другая музыка.

сергей_кондрашев

- О чем вы мечтаете?

- Главная детская мечта пока осталась той же – объехать весь мир.

- А какие у вас творческие амбиции?

- Создать лучший оркестр в мире на территории нашей страны, музыканты которого не будут отягощены никакими бытовыми мыслями текущей жизни, а будут иметь возможность только творить в состоянии абсолютного счастья.

Текст: Людмила Борисова

Фото предоставлены пресс-службой радио «Орфей»

 

Смотрите также:


Комментарии: