Сергей Кондрашев: «Я пропагандист русской музыки»
Профессия дирижёра одна из самых загадочных. Мы практически не знаем, как и чем живёт оркестр. Художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра радио «Орфей», заслуженный артист России Сергей Кондрашев приоткрыл завесу тайны, и показал нам увлекательный мир классической музыки со своими законами и страстями.
А так же поделился историями о своих экстремальных путешествиях по миру.
- Сергей, почему вы решили стать дирижёром? Что для вас значит эта профессия?
- Оркестр, как наивысшее средство музыкальной выразительности, для меня всегда находился на вершине Олимпа. Я начинал как дирижер хора и достаточно быстро почувствовал, что если я не совершу восхождение на этот Олимп, то не произойдёт самого главного в моей музыкальной жизни – самореализации.
- Что самое сложное в вашей профессии?
- Не останавливаться в развитии.
- Какие у вас планируются премьеры? Где мы в ближайшее время сможем увидеть и услышать вас?
- Ближайшая премьера у оркестра – балет «Раймонда» Александра Глазунова в постановке Андриса Лиепы. Спектакль состоится 19 сентября в Государственном Кремлевском Дворце.
- Знаю, что 2 ноября Симфонический оркестр радио «Орфей» исполнит музыку мирового кино под вашим руководством. Концерт пройдёт в Barvikha Concert Hall. Можете назвать вашу любимую музыку из мирового кино?
- Да, эту программу любит публика, и оркестр всегда с удовольствием её играет. Я считаю, что музыка Нино Роты из всеми известных фильмов «Крёстный отец» и «Ромео и Джульетта» является настоящей классикой. При этом как дирижёр, уже не первое десятилетие пропагандирующий русскую музыку, я хотел бы отметить гениальное творение Эдуарда Артемьева к фильму «Раба любви» и потрясающую музыку Микаэла Таривердиева из советского телефильма «Семнадцать мгновений весны», фортепианное соло из которого всегда вызывает шквал аплодисментов у публики.
- А любимый фильм? Любимого режиссёра?
- Пожалуй, я начну с режиссера – это Эльдар Рязанов, все картины которого я готов пересматривать вновь и вновь. А ещё мне выпала большая удача – посчастливилось сняться в одной из последних картин Эльдара Александровича в фильме «Андерсен»… в качестве дирижёра.
- Есть такое мнение: чтобы успешно продирижировать, необходимо передать энергию музыканту. Когда выходите к оркестру, исполнители перенимают настрой у дирижера, поэтому нельзя выходить в плохом настроении или с усталым видом. Откуда вы черпаете силы, если нет настроения?
- Пожалуй, не столько передать именно энергию, сколько свои намерения, которые должны быть осознанными и эмоциональными. А в энергию для публики артисты оркестра уже преобразуют эти намерения самостоятельно. Да, действительно, музыканты обычно восприимчивы к состоянию маэстро. Выходить к публике, к оркестру с плохим настроением или с усталым видом – совершенно невозможная история. Дирижёр на такое не имеет права, это было бы непрофессионально. Силы черпаю в общении с природой, которого мне требуется с течением времени всё больше и больше в отличие от суеты больших городов.
- Можете назвать ваших любимых композиторов. Чья музыка вас вдохновляет?
- Я считаю себя пропагандистом русской музыки, поэтому не могу представить своей жизни без музыки Глазунова, Римского-Корсакова, Лядова и, конечно же, Чайковского и Рахманинова.
- Вы перфекционист? Это помогает или мешает вам в работе?
- Да, это так. В работе дирижёра считаю, что такое качество помогает, а если перейти из профессии в жизнь, пожалуй, что мешает. Не хотелось бы становиться занудой, которому всё нужно дошлифовывать и во всем бесконечно добиваться совершенства.
- Есть дирижёры, которые предпочитают обходиться без палочки. Вы всегда дирижируете с палочкой? Можете объяснить для простого слушателя, в чем её необходимость?
- Кстати, не всегда дирижирую с палочкой. Иногда во время исполнения на какое-то время её откладываю, ведь по первому образованию я хоровой дирижёр, а при работе с хорами не принято пользоваться палочкой. Всё достаточно просто: дирижёрская палочка является как бы продолжением кисти руки и экономит движения. К тому же в полутьме оркестровой ямы в музыкальном театре белая палочка и её перемещения в пространстве гораздо лучше видны музыканту, чем «невооруженная» кисть.
- Вы не только главный дирижёр, вы ещё и художественный руководитель симфонического оркестра радио «Орфей». Расскажите, что входит в ваши обязанности, как художественного руководителя.
- В первую очередь планирование концертов, спектаклей и репертуара в целом. Но основная «зона ответственности» художественного руководителя – творческая форма коллектива.
- Случаются ли творческие разногласия с оркестром? Вы готовы прислушаться к чужому мнению?
- Говорят, что в спорах рождается истина, но у меня с артистами скорее творческое общение, а не споры и разногласия. Я всегда предпочитаю общаться тет-а-тет в таких случаях, потому что лучше самого музыканта никто не знает так досконально его инструмент, как он сам. А разновидностей инструментов в оркестре, ох, как много… Полезно из «первых уст» услышать, например, как сыграть на гобое тот или иной фрагмент музыкального произведения, чтобы он звучал наиболее ярко, гармонично и при этом процесс исполнения был бы комфортен для самого музыканта. Обсуждаем и технологию игры, это очень важная составляющая нашей работы.
- А вы владеете какими-то музыкальными инструментами?
- Да, мой инструмент – фортепиано.
- Насколько верно распространенное мнение об оркестре как о змеином клубке интриг? Феллиниевская «Репетиция оркестра» – правдивое кино?
- Кино часто не обходится без художественного вымысла. Уверен, что и в случае с прекрасным фильмом Феллини это так. Возникновение ситуаций там выглядит вполне правдиво, а вот их развитие является скорее фантазией сценариста. Думаю, что первенство по интригам в сфере искусства занимают всё же театры, а не симфонические оркестры. И еще добавлю, что атмосфера в коллективе очень во многом зависит от художественного руководителя: поддерживает ли он эти змеиные сплетения или рубит с плеча зарождение нечто подобного.
- Вы дружите с кем-то из музыкантов оркестра? Или считаете, что в работе необходимо держать дистанцию?
- Чтобы была близкая дружба – нет. Скорее, с кем-то больше общения, с кем-то меньше. Насчёт дистанции отвечу так: непосредственно во время работы, когда создаются музыкальные образы, возникают интерпретации, её быть не должно, иначе такие границы и преграды будут вредить самой сути профессии дирижёра. А в обычном рабочем общении моё мнение таково, что руководитель, независимо от профессии, не должен становится «своим парнем», иначе он перестаёт руководить, а начинают руководить им. Вот в студенческих коллективах такая дистанция может быть минимальна, а в любых профессиональных сообществах считаю, что субординация необходима.
- Как увлечь современных слушателей классической музыкой? Как вы считаете, можно ли сделать её популярной?
- Я считаю, что популярная классическая музыка существует! Ведь очень многие узнают по звучанию «Полёт шмеля» или главную тему из Первого фортепианного концерта Чайковского, который даже стали использовать последнее время в качестве гимна России в определённых случаях. Популярной классическую музыку сделать можно, но в этом активное участие должны принимать и средства массовой информации, особенно государственные. А занимаются этим на всю Россию всего один телеканал и фактически одна радиостанция «Орфей».
- С чего бы вы советовали начинать знакомство с классической музыкой? Какую музыку должен послушать каждый?
- Например, прийти на концерт, где наш оркестр играет вальсы. Также я могу порекомендовать чудесную, на мой взгляд, серию концертов, которая осталась на просторах Интернета, но уже невозможна в живом звучании: послушайте и посмотрите концерты «Паваротти и друзья», где великий итальянский тенор поёт дуэтом чудесные, мелодичные композиции с симфоническим оркестром вместе со своими друзьями рок и поп-музыкантами. Думаю, что у многих может наступить некое прозрение после знакомства с этими треками. По крайней мере, так произошло с моими друзьями.
- Вы много путешествуете на машине. Какая музыка у вас обычно играет в дороге?
- Обычно это спокойная, мелодичная музыка, достаточно нейтральная в эмоциональном плане. В прошедшее лето поймал себя на том, что радио выключено. Подходяший контент мне найти всё труднее, особенно если нахожусь далеко от дома, а такое бывает часто.
- В путешествиях вам интереснее изучать природу или культуру других стран?
- Я бы не назвал это изучением, скорее, созерцание и любование тем, что было создано в первую очередь не нами. Это, конечно же, касается природы. А культура других стран окружает нас моментально после пересечения границы, даже нет необходимости её специально изучать. Это и гастрономическая культура, это и отношение людей к собственной природе, земле, то есть культура экологии, культура строительства, культура выбора одежды. Этот список чуть ли не бесконечен. Если говорить о культуре в том понимании, какое мы обычно подразумеваем, то достаточно включить радио в новой стране и попереключать радиостанции. Картина становится ясной достаточно быстро.
- Можете рассказать о вашем самом захватывающем путешествии.
- Я отношусь к той категории людей, которым совершенно не обязателен в путешествии экстрим и невероятное количество адреналина с ним связанного. Из последнего: я не могу забыть своё путешествие в ледяную пустыню ненецкой Малоземельской тундры, где кажется, что ты совсем один, и вдруг над тобой парит краснокнижный орёл, а через несколько километров пути что-то ищет в сугробе ондатра с невероятно красивым мехом. Вот оно счастье единения с природой! А из прошлого: в середине 90-х годов маленькой группкой студентов мы, презрев все визовые ограничения, остались на несколько дней в красавице - Вене. И больше всего поразило тогда то, что на центральной городской площади перед ратушей стоял огромный экран, расставлены стулья, где любой желающий мог присесть и послушать, посмотреть на экране роскошное исполнение Реквиема Джузеппе Верди с лучшими солистами того времени! И пустых стульев было совсем мало. Вот и популяризация классики! Кстати, вокруг стояло множество ларёчков с венскими колбасками, и присоединяющейся публике совершенно не возбранялось подкрепиться. Захватывающим и экстремальным тогда для нас было появление и неумолимое приближение офицеров пограничной службы в электричке Вена-Братислава (в шенгенское пространство входило тогда буквально несколько стран). За просрочку визы нас оштрафовали на какие-то несколько шиллингов, а впечатления от Вены остались у 20-летних студентов на всю жизнь! Не бойтесь путешествовать!
- Что ещё вы мечтаете посетить?
- Очень хотел бы побывать в Новой Зеландии и в Исландии.
- Вы что-нибудь коллекционируете?
- Практически из каждой поездки привожу не безделушки, но какую-то памятную для себя вещицу и чаще всего полезную, как, например, уникальные стеклянные бокалы, выдуваемые только в этом конкретном месте.
- У вас есть домашние животные?
- Да, есть любимая кошка, которая, к сожалению, совершенно не разделяет мою страсть к дальним путешествиям и благосклонно переносит дорогу исключительно в ближнее Подмосковье, где ей очень нравится.
- Какую музыку вы бы сделали саундтреком к своей жизни?
- Есть такая музыка и по счастью именно в балете «Раймонда», к премьере которого мы сейчас готовимся. Возможно, с течением времени его место займёт другая музыка.
- О чем вы мечтаете?
- Главная детская мечта пока осталась той же – объехать весь мир.
- А какие у вас творческие амбиции?
- Создать лучший оркестр в мире на территории нашей страны, музыканты которого не будут отягощены никакими бытовыми мыслями текущей жизни, а будут иметь возможность только творить в состоянии абсолютного счастья.
Текст: Людмила Борисова
Фото предоставлены пресс-службой радио «Орфей»
Смотрите также:
- Миша Майер: Мы на правильном пути
- Кармен
- Глузский и байки
- Владимир Воленко о новом видео
- летнее наслаждение
- Кристина Орбакайте. Главная роль
- Дмитрий Глуховский: «Осторожно, двери закрываются»
- премия THE BEAUTIFUL PEOPLE AWARDS
- курортная мода
- Владимир Долинский: Администратор своей судьбы