Екатерина Гусева: «Я поющая актриса, а не наоборот»

Поделиться:

Екатерина Гусева — актриса более чем востребованная. Она играет на сцене театра им. Моссовета, театра оперетты, снимается в кино и сериалах, да ещё и поёт со сцены, умножая число поклонников своего певческого таланта.

Екатерина ГусеваБеседовал Евгений Данилов

Так что об интервью с популярной актрисой пришлось договариваться весьма долго. Но, наконец, встреча наша всё же состоялась. Нам удалось поговорить с Екатериной и о цене успеха, и о не случайности всего происходящего с нами, и, разумеется, о кино и театральных проектах, в которых она в последнее время участвовала.

— Екатерина, где вы снялись за последнее время, что увидит публика?
— Фильм Станислава Сергеевича Говорухина «Weekend». Он снят в стилистике чёрно-белого французского нуара оператором Владимиром Клименко. Как сказал мой партнёр Виктор Сухоруков: «Аж светится серебром картинка». Зимой в прокат выйдет картина Рената Давлетьярова, фильм-сказка «Невидимки». Это картина для семейного просмотра про человека, который где-то на Неглинке провалился в канализационный люк, и стал невидим. Впрочем, его жена — моя героиня — бизнес-леди, и раньше его не замечала, но всегда чувствовала по утрам запах кофе рядом с собой, невидимые руки помогали ей надеть пальто, и телефон всегда был заряжен...

—Где ещё снялись?
— Посчастливилось сыграть жену Валентина Войно-Ясенецкого, Святителя Луки в фильме «Лука». С большим успехом прошла премьера! На 11-м международном кинофестивале «Покров» на Украине «Лука» признан лучшим фильмом, картина получила специальный приз фестиваля «Лучезарный Ангел» в Москве, а на фестивале «Листопад» фильм был награждён призом президента Республики Беларусь «за гуманизм и духовность в кино». Я это всё не ради красного словца говорю, мне просто очень хочется, чтобы «Луку» увидело как можно больше зрителей! Хочется, чтобы такая высокая оценка фильма профессионалами привлекла зрительское внимание. Это кино действительно стоит смотреть. Фильм посвящён жизни и судьбе архиепископа Луки (Валентина Войно-Ясенецкого), о его пути к вере. Он был хирургом, оставил тома научной литературы по гнойной хирургии. По этим книгам и сейчас учат врачей. При советской власти 11 лет Войно-Ясенецкий просидел в лагерях из-за религиозных убеждений. Он обладал силой замечательной молитвы и только словом, без инструментария, поднимал людей. Он и во время революции помогал людям, буквально сгорал на работе. Но свою любимую женщину не уберёг, она в 1919 году умерла от туберкулеза, оставив ему четверых детей. Её я в фильме и играю. Но этот образ неоднозначный, дама сердца Святителя в разгар болезни стала морфинисткой, совершенно не могла без морфия обходиться.

— Активно вы пашете, однако!
— Пашу я сейчас непосредственно в Питере на съёмках фильма «Тальянка». Пашу, жну, сею и укладываю сено в стога. Да и навоз разгребаю, что уж там говорить.

Екатерина Гусева
— А ведь ещё и театр! А сколько у вас спектаклей в месяц получается?
— Четыре в родном театре Моссовета и «Граф Орлов», мюзикл Театра Оперетты, где я играю свою тёзку, императрицу Екатерину.

— Екатерина, вы замечательно исполняете русские песни и романсы. А что сейчас с этим направлением вашего творчества происходит?
— Благодаря телеканалу «Культура» часто пою этот материал. Романсы всегда стараюсь включать в концерты, которые не часто случаются, поскольку всё время отдано театру и кино. Вокально я себя нашла, могу реализоваться в музыкальном театре. Но если находятся какие-то крупицы времени, то я с удовольствием выступаю. Не так давно спела в Большом зале консерватории, представляете? У Евгения Доги был юбилей, 75 лет, и он меня пригласил.

— Вы сольный диск выпустили, а ещё планируете?
— Это было в каком-то лохматом году и очень смешно получилось. После того как я стала петь в мюзиклах, разные исполнители стали меня приглашать петь вместе с ними. Скажем, позвонил вдруг Костя Меладзе, и предложил спеть с Валерием Меладзе песню «Актриса» на его сольном концерте, и так я впервые пела вживую перед огромным залом в шесть тысяч зрителей в КДС. Потом были новогодние огоньки, с Валерием Леонтьевым посчастливилось спеть, с Николаем Расторгуевым, с группой «Ума Турман» и другими. А потом музыкальный продюсер Алёна Михайлова предложила сделать диск.

— Из материала, образовавшегося как бы естественным путём.
— Да. Из материала в жанре поп-музыки, радийного формата. Диск с робким названием «Может быть, получится».

— Мысли о продолжении банкета посещают? Романсы записать не планируете?
— Есть маленький презентационный диск романсов, сделанный с Леонидом Серебренниковым скорее для того, чтобы привлечь внимание к живым концертам. А полноценный диск мы так и не записали...

«Всё началось с объявления в газете»

— Когда вы пришли на проект «Норд-Ост», вы всего за год научились петь. Вы в этом узловом моменте своей судьбы мистику усматриваете? Открыли газету, прочли объявление о наборе в труппу, и получили роль Кати Татариновой...
— Знаете, мы летом отдыхали на море, и ко мне подошла одна женщина с Украины, такая хлебосольная, открытая, обняла меня и сказала: «Катя, пойте, пожалуйста, пойте. У вас это так хорошо получается!». Я ей говорю: «Но я же актриса, а не певица. Меня и так всё это отводит от моей основной профессии». Но она мне сказала такую интересную вещь: «Актёрство — это приобретенное, а голос — это дар Божий». И я часто думаю, права ли она?

— Ну, в голосе уж точно душа заключена. Не будет души — и песня никому не будет интересна, какие рулады ни выводи.
— В общем, я не отказываю себе в этом удовольствии, я пою. Конечно, происходит какой-то перекос из-за того, что я занята в музыкальных проектах. Мюзиклы идут каждый день, и они должны каждый день собирать тысячную аудиторию. Эти проекты нужно продавать, рекламировать, просто для того чтобы заполнять залы. А в драматическом театре репертуарный спектакль выходит 2-3 раза в месяц и без рекламы собирает полный зал.

— Да, и много лет идёт с аншлагами и переаншлагами.
— А когда мюзикл идёт каждый день, он всё одно постоянно требует подпитки — раскрутки. Когда-то я в каждом вагоне метро «висела» на рекламных постерах в обнимку с чудовищем...

Екатерина Гусева— Но это же для Вас как для певицы — хорошо. И к тому же постоянно помогает совершенствоваться.
— Да. Люди хотят получать качественный продукт, и они его получают. Но всё не так просто. На западных мюзиклах идет колоссальный кастинг. Бродвейским продюсерам и режиссёрам всё равно - кто ты, что ты, какая у тебя фамилия, и что ты делаешь в других театрах и кино. Им нужно качество. Вот и всё. И исполнителю нужно это качество продемонстрировать. А у меня всё началось с объявления в газете, кажется, это был «Московский комсомолец».

— Кто-то рассказал про объявление?
— Об этом мне сказал Антон Макарский, мы с ним учились в Щукинском училище на параллельных курсах. В объявлении говорилось, что набирают актёров для постановки мюзикла по роману Вениамина Каверина «Два капитана». Я даже не знала, что нужно будет петь и что именно петь. Я очень люблю эту книгу и фильмы, поставленные по ней. И вот я пришла, зашла в комнатку, где не было Иващенко и Васильева, а сидела только девушка с маленькой камерой. Меня быстренько записали.

— А потом позвонили?
— Ну да. И всё закрутилось, начала учиться петь. Сейчас, оглядываясь, понимаю, какой на самом деле путь пройден... И сколько ещё нужно освоить..!

«Когда-нибудь сын меня за собой поведёт»

— Ваши родители — люди формально далёкие от искусства, но любящие попеть под гитару...
— Да. Папа в детстве играл на скрипке, позднее взял в руки гитару. Я тоже пыталась бренчать, мне даже поменяли металлические струны на нейлоновые, чтобы не больно было. Но я так и не научилась в итоге... Всё больше танцевала. А мама просто от природы человек музыкально одаренный, с хорошим голосом. И бабушка поющая. Сестра Настя тоже хорошо поёт.

— В общем, у вас музыкальная семья. А когда все вместе собираетесь за столом, поёте хором?
— Поём. Но уже под караоке. Передаем микрофон по кругу и поём.

— У вас двое детей, и сын уже подросткового возраста. Творческое начало в нём проявляется?
— Он определённо творчески одаренный ребёнок. Взрослый уже парень, с усами. Мы с ним в кино снимались вместе, фильм называется «Прогулка по Парижу». Он играл такого очень интересного мальчика, совершенно на него не похожего. И на экране, кстати, он был самым органичным из нас всех. Но так часто бывает.

— Он интернет-мальчик, компьютерный?
— Нет, он не геймер. Он не пропадает в сетях, он пропадает на тренировках. И в музыкальной школе — саксофон осваивает.

— А выступать вместе приходилось?
— Да. Записали «Маленького принца» — Лёша пел и играл. С этим номером нас стали часто приглашать на ТВ. А в прошлом году в Доме музыки был концерт, посвящённый Оскару Борисовичу Фельцману, я там пела, и на одну песню Фельцмана мой сын играл специально для него написанное соло для саксофона. У Лёши были репетиции с профессиональными музыкантами и выход на такую площадку! Это правильный опыт, я считаю. Я его, конечно, веду за собой, но когда-нибудь он меня за собой поведёт.

— Вы на это надеетесь?
— Я просто знаю.

— Но ведь возраст-то переломный у ребёнка. Не возникает ли из-за этого проблем?
— Пока нет, хотя все нам об этом говорят. Пока что мы в ожидании.

— Дочь у вас совсем маленькая, но уже, видимо, обнаруживает свою индивидуальность. Расскажите, какая она.
— Да чего рассказывать? Всеми любимая сладкая девочка. Когда-нибудь она сама о себе расскажет.

«Выбирать для меня всегда проблема»

— Вы в мистику и в Судьбу верите? Что есть Рука, которая нас ведёт?
— Да, конечно. Я смею себя считать верующим человеком. Но в то же время нужно правильно понимать слова «На всё воля Божия». Особо не расслабляться, чувствуя себя ведомым.

— Получается, что свобода выбора нивелируется?
— Если думать, что всё предначертано, зачем стараться, прилагать усилия? Если и так приведут куда надо?

Екатерина Гусева
— Есть понятие теодиции, многих оно поломало: если мир несправедлив, почему Бог не вмешается?
— А Он просто даёт нам свободу выбора. А вот выбирать для меня всегда проблема. Я люблю перекладывать ответственность на чужие плечи. Из-за невозможности сделать выбор я снимаюсь в кино и играю в театре, и ещё занимаюсь музыкой. Это отнимает много сил, везде хочется быть честным.

— Многие актрисы боятся оказаться вне контекста, и соглашаются играть где угодно. А вы часто от каких-то ролей отказываетесь?
— Да, я имею такую счастливую возможность отказываться.

— А как можно понять, что предлагают сняться в шедевре или в его противоположности?
— Иногда очень сложно. Прекрасно написанная история может в конечном итоге так трансформироваться, что и не узнаешь. А иногда мало кому известный режиссёр с неизвестной никому командой из какого-то мусора делает очень качественный продукт. И сколько было загубленных прекрасных сценариев! Это всегда «кот в мешке», ловушка, загадка. И интуиция порой подводит. Идёшь к человеку с именем, и получаешь уровень ниже среднего. За дело берётся дебютант — и снимает классику.

«По сценарию Сашу Белого должны были убить»

— Сериал «Бригада», где вы сыграли главную женскую роль, стал культовым. Ожидали такой успех?
— Это моя первая большая роль. Снимали мы «Бригаду» около двух лет. И всё это время я жила своей ролью. Было полноценное, глубокое, подробное вхождение в образ. Мне казалось, что Лёша Сидоров снимал в формате кинодокументалистики. И он добивался от нас правды жизни, он нас буквально изводил. После каждого дубля повторял: «около дела». Мне казалось, что так и хожу где-то около... Вначале-то всё непросто было. Всё-таки опыта киношного на тот момент у меня мало было. И было тяжело поверить, что чужой совершенно человек — это твой родной. «Но если ты сама не поверишь, то и зритель не поверит», — так сказал мне Лёша.

— Поддерживаете отношения с Сидоровым и с другими ребятами, игравшими в картине?
— Нет, у каждого своя жизнь, а вот по работе встречаемся. С Серёжей Безруковым я в «Есенине» снималась. На концертах  памяти Высоцкого пересекались. С Димой Дюжевым было несколько общих картин, с Володей Вдовиченковым тоже.

— Но фильму зритель поверил. А всё остальное в подобном жанре воспринимал как очередную «стрелялку».
— Мне ещё «Бумер» нравится.

— Но это всё же кино-сказка. А «Бригаду» люди воспринимают как реальность.
— У Лёши, видимо, хорошие консультанты были. Хотя он в первую очередь про людей снимал. Он там время точно передал. И нашел героя того времени. Было много людей, которые, посмотрев сериал, говорили: «Это история про меня».

— А Саша Белый — это герой нашего времени?
— Сейчас уже нет. Он герой 90-х.

— Но такие люди были востребованы?
— Ну а как же? Они в то время правили миром.

Екатерина Гусева
— Но вы его оправдываете или осуждаете?
— Вы меня сейчас спрашиваете как актрису или как героиню?

— Как Катю Гусеву.
— Не помню, как точно звучит фраза, но Станиславский говорил очень просто: в плохом ищи хорошего, в хорошем — плохого; в злом — доброго, в добром — злого. Безруков своей игрой настолько оправдал своего отрицательного героя, что у режиссёра даже рука не поднялась его уничтожить. Хотя согласно сценарию Сашу Белого должны были убить. И финал совершенно замечательный получился. Потому что Сидоров так и не смог принять решение — казнить или помиловать. И осталось многоточие и недосказанность.

— «Бригада 2. Наследник» не стал событием, как первая часть. Почему?
— Вопрос о продолжении висел в воздухе лет 10. Каждый спрашивал: «А будет продолжение или нет?». Если бы Сидоров поставил точку в первой части, то такой вопрос бы не стоял. Зачинщиком истории был Александр Иншаков. Может быть, какие-то люди из ближнего круга его убедили всё-таки снять продолжение и, наконец, успокоиться. Я не в курсе его побудительных мотивов. А я попала в такую прекрасную ловушку, потому что вместо меня могла бы сыграть другая актриса. Так, скажем, вместо Ингеборги Дапкунайте у Михалкова в «Утомлённых солнцем 2» сыграла Виктория Толстоганова. Можно было бы отказаться, но...

— Но вы не отказались.
— Я не отказалась. Решила идти до конца. Эта роль в своё время так много мне открыла. Открыла все двери. К тому же мне не хотелось предавать эту женщину. Может, в случае моего отказа, она бы по сценарию умерла. Либо опять же по сценарию ей было бы всё равно, что происходит с её сыном. Что выставило бы её не в лучшем свете. Масса факторов на меня повлияла. А главным оказался человеческий фактор. Ко мне пришёл Александр Иншаков и попросил сыграть в продолжении. Когда-то он утвердил меня на эту роль, хотя таких молодых девочек как я, начинающих артисток, миллионы. Почему была выбрана именно я — это до сих пор для меня загадка.

—Но для вас это была стартовая роль.
— Совершенно верно.

— Вы уже в процессе работы поняли, что такого успеха не будет, как когда-то?
— Да-да, конечно. Уже в процессе работы было понятно, куда едет колесница. Режиссёр один снимал, потом другой, потом и его сняли, продолжал снимать один из продюсеров, которого назвали режиссёром. Много было проблем.

«Я поющая актриса, а не наоборот»

—Вернусь к мистике и к Судьбе. То, что с вами произошло и происходит — не случайно? Когда девочка из самой простой и не самой обеспеченной семьи вдруг оказалась на вершине кино — и театрального Олимпа.
— Вы подождите, ещё ж не вечер. (Смеётся) Я не знаю. Чтобы я что-то там планировала, о чём-то мечтала — да нет. Просто сложилось так, как сложилось. Я знаю только одно: что без человека, который рядом — ничего бы не было.

— Без Владимира?
— Да, да. Мужчины, который рядом, который в меня поверил, который меня сформировал.

— Но ведь и с ним встреча случайностью не была, не правда ли?
— Правда. Ничто не предвещало. Просто пришла поработать на ТВ, там мы и встретились. Я выносила подносы с призами в программе «Русское лото», вёл которую мой педагог и замечательный режиссёр Михаил Борисович Борисов. Этим я начала зарабатывать, не зависела больше от стипендии. А Владимир просто делал декорации для разных программ, в том числе и для этой. Однажды приехал посмотреть, всё ли грамотно смонтировано. Так мы и познакомились.

— И с первого же взгляда стали испытывать друг к другу симпатию?
— Что-то случилось, наверное. Как пишут в женских романах.

Екатерина Гусева
— А вам профессионально помогает то, что ваш супруг, как ни крути, связан с миром шоу-бизнеса?
— К сожалению, ни для одного моего спектакля или концерта он декорации не делал. Может, со временем сделает.

— А оплатить вам клип на день рождения или на Новый год?
— Клипов у меня нет. В музыкальное творчество я сама вкладываю деньги, заработанные в кино. И мне нравится эта независимость.

— А всё-таки клип хотелось бы сделать? Ведь это выход на какой-то иной уровень. Чтобы его крутили на MTV?
— Раскручивать себя в качестве певицы — я уже этого как-то даже боюсь. Всё-таки я актриса. И мне хочется по этому пути идти. Мне нравится Людмила Гурченко. Она смогла пройти на грани. У неё был «Вокзал для двоих» помимо её перьев на голове и тому подобного. Она как-то сумела остаться поющей актрисой, и я тоже думаю, что я поющая актриса. А отнюдь не наоборот.

«Понятие „другая жизнь“ у меня отсутствует»

— Вы так много работаете, а время отдыхать находится? Машина, дача имеются?
— Машина есть. Дача есть. Только до неё сложно добираться, потому что в субботу-воскресенье у меня спектакли, а в будние дни у ребёнка школа. Поэтому на даче бывать доводится редко, может быть несколько чаще летом.

— А на земле работаете? Или просто по ней гуляете?
— Я просто отдыхаю. На даче у нас просто зелёная трава. Чтобы чего-то выращивать, надо же постоянно приезжать. Поливом заниматься, прополкой.

— А куда ездите отдыхать, в какие экзотические страны?
— Я люблю открывать мир. Но иногда и возвращаться в какие-то места, которые зацепили. Хочется спрятаться там, где тебя никто не знает. Сейчас такое желание порой посещает. Поэтому, может быть, мы повторим этот подвиг с Гавайскими островами, где удалось в прошлом году побывать.

— Где можно бродить, не сталкиваясь с навязчивым вниманием соплеменников?
— Да. Но я не могу сказать, что на меня лавиной обрушивается людское внимание. Шаг ступил, и тут же просят сфотографироваться... Нет. Хотя узнают, конечно. Но когда гуляю с коляской, иногда внимание начинает раздражать. Когда я просто мама, хочется, чтоб не приставали.

— А готовить любите?
— Кушать люблю. А готовить я особо и не умею. Все силы брошены на профессию и на семью. Само понятие «другая жизнь» у меня отсутствует.

—Что вы хотели бы изменить в себе и в мире, если бы могли?
— Чтобы дети никогда не болели. Чтобы они не отвечали за грехи родителей. Вот это, пожалуй, самое главное. Всё остальное можно пережить.

Смотрите также:


Комментарии: