Александр Клевицкий: «Мою песню должен был исполнять Майкл Джексон»

Поделиться:

Александр_Клевицкий

Композитор, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Силантьева, лауреат международных конкурсов, народный артист России Александр Клевицкий - человек с безумной энергией, которой он заряжает всех окружающих. В этом году он отмечает свое 70-летие, но его глаза по-прежнему горят, как в 18.

​​Музыка окутывает этого человека и превращает его жизнь в захватывающее шоу, мюзикл, концерт. Свою первую песню он написал для Иосифа Давыдовича Кобзона, с молодости был дружен с Александрой Николаевной Пахмутовой, написал гимн для футбольного клуба «Динамо» и для телевизионной премии «ТЭФИ», сотрудничал с американскими продюсерами, а в 53 года Клевицкий неожиданно ушёл из эстрады в академическую музыку. В честь юбилея композитора пройдут два его больших концерта. 11 июня в Большом зале Московской консерватории состоится концерт академической музыки Александра Клевицкого, а 7 июля -  эстрадный концерт  в Театре Эстрады.

- Александр Леонидович, как вы отметили свое 70-летие? Расскажите, что вам подарили.

- Я свое 70-летие внутренне, «для себя», отметил, но основной праздник будет 11 июня в Большом зале Московской консерватории, где состоится мой концерт. А потом мы с друзьями отметим мой день рождения и выпьем и за юбилей и, надеюсь, за успех этого концерта! Сначала будет «духовное соприкосновение» с моей музыкой, с моим творчеством, а потом праздник в общепринятом смысле этого слова. И для меня это будет самый главный, самой дорогой для меня подарок!

- Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое и изменить что-то в своей жизни, но только что-то одно. Что бы вы изменили?

- Я бы не стал запускать самодельную ракету на Арбате, из-за которой меня отчислили из Московской хоровой капеллы мальчиков (ракета залетела в один из кабинетов, и начался небольшой пожар). Эта шалость с ракетой, к сожалению, изменила мою судьбу. А, может быть, и нет! Может быть, я бы ничего не изменил. У меня всегда была интересная, насыщенная, творческая жизнь. Всю свою жизнь я посвятил музыке, о чём совершенно не жалею.

- По гороскопу вы Телец. Вы когда-нибудь интересовались, насколько описание данного знака зодиака соответствует вашему характеру?

- На самом деле я должен был родиться на два месяца позже, но я очень торопился родиться! Так что, скорее всего, я должен был быть Близнецами. Как мне говорили, настоящие астрологи учитывают абсолютно всё, вплоть до даты зачатия. И во мне, по-видимому, все знаки перемешались. Я особо в это не верю, но когда я читаю гороскопы, я нахожу в себе сходство со всеми знаками зодиака. (Смеется.)

- Что вдохновляет вас на написание музыки? Как рождается музыка?

- У каждого композитора есть свои секреты и приёмы. Я мысленно сажаю себя в зал и представляю музыку, которую я хочу услышать. И она начинает звучать!

- Вы и композитор, и дирижёр. Что интереснее для вас?

- Это совершенно нельзя сравнивать. Если два пальца на руке порезать, какой будет больнее? Указательный или мизинец? Это мои две любимые профессии, которые постоянно соприкасаются, которые обогащают друг друга. Мне повезло, что я посвятил свою жизнь и той, и другой профессии.

- Один из ваших любимых композиторов – Пётр Ильич Чайковский. Повлияло ли его творчество на ваше авторское мышление и если да, то как?

- Чайковский, безусловно, оказал и продолжает оказывать на меня колоссальное влияние. Я постоянно прикасаюсь к его творчеству, изучаю, анализирую, наслаждаюсь. Но не копирую, а подмечаю какие-то приёмы, которыми он пользовался. Как и у других моих любимых композиторов.

клевицкий_композитор

- А кто у вас ещё любимый композитор?

- Их очень много! Шостакович, Прокофьев, Рахманинов, Мусоргский, Римский-Корсаков! Бородин – настоящий гений! А одна из моих самых любимых опер Бородина – «Князь Игорь». Очень люблю итальянцев: Верди, Россини. Я очень люблю слушать классическую музыку. Поскольку природа наградила меня абсолютным слухом, я сканирую своим слухом эти партитуры, понимаю, как эта музыка «устроена», и беспрестанно учусь.

- Расскажите, как вы ушли из эстрадной в академическую музыку. Как вы на это решились?

- Я довольно поздно начал писать музыку. Свою первую песню я сочинил, когда мне было 25 лет. Были какие-то успехи, некоторые песни стали известными. Но я понял, что в песне я не смогу высказать всё, что чувствую, всё, что во мне накопилось. Настало время высказаться в более серьёзном жанре. А только академическая музыка наиболее полно позволяет композитору высказать свои мысли и чувства, она бесконечно многогранна, многолика, многообразна. Это произошло не сразу, не по щелчку, постепенно, и многие события, многие встречи в моей жизни словно вели меня к этому. Так что я не могу сказать, что я «решился». Но, конечно, тех, кто помнит меня по молодым годам, когда я был буквально одержим The Beatles, играл на гитаре и думать не думал об академической музыке, такой поворот в моей судьбе удивил.

- 11 июня в Большом зале Консерватории состоится ваш концерт академической музыки. Чем вы удивите слушателей?

- Прозвучит новая симфония «Русские картины», посвящённая картинам русских художников. Я очень люблю живопись. Смотрю на картину, и в голове рождаются какие-то образы. У меня так глаз устроен. Я много работал в кино и никогда не писал музыку, не отсмотрев материал. Мне нужно было увидеть, как он снят, чтобы передать те эмоции, которые рождаются от просмотра картины. Тут произошло то же самое. Я в очередной раз рассматривал какие-то картины, и вдруг у меня родилась идея новой симфонии. Её исполнит Оркестр имени Силантьева, а дирижировать будет мой друг, замечательный музыкант Александр Соловьев. Ещё в первом отделении будет исполнен концерт для фортепиано с оркестром. Солистка – великолепная пианистка Екатерина Мечетина. Во втором отделении будет ещё одна премьера – концерт «Грустная летняя сказка для гобоя и оркестра». Солист – Фёдор Освер. И дирижировать уже буду я сам. Ещё в программе выступление двух замечательных певиц – Валерии Чайки и солистки «Новой оперы» Елены Терентьевой. Лена исполнит мой романс на стихи Афанасия Фета, а Валерия – композицию «Лунный свет» вместе с Камерным хором Московской консерватории.

- А что по поводу вашего эстрадного концерта 7 июля?

- А 7 июля в Театре Эстрады мои песни исполнят Сергей Пенкин, Ефим  Шифрин, Этери Бериашвили, Аскар Абдразаков, Мариам Мерабова, Анна Бутурлина, Нина Шацкая, Екатерина Гусева,  группа «Пятеро» и другие замечательные артисты в сопровождении Академического Большого концертного оркестра им. Силантьева. А ещё мы готовим один сюрприз для всех, кто любил и помнит Юлю Началову. Но раскрывать его я пока не буду!

- Как так получилось, что Иосиф Давыдович Кобзон исполнил вашу дебютную песню «Храните, люди, шар земной»? Как вы с ним познакомились?

- Эту песню я написал на стихи Евгения Супонева. А что делать молодому начинающему автору, чтобы на него обратили внимание и заметили? Конечно, нужен исполнитель, известный исполнитель! Песни на гражданскую, антивоенную тематику лучше всех исполнял Иосиф Давыдович, но «поймать» его в Москве было практически нереально, у него был колоссальный график, столько у него было концертов и гастролей. И вот нам повезло: Кобзон выступал в концертном зале «Россия», и нам удалось пробиться к нему за кулисы, в гримёрку. Я дрожащим голосом напел Иосифу Давыдовичу песню, она ему понравилась, и он… согласился! Вот так всё и получилось!

- Вы написали несколько песен для Кобзона. Каким вы его запомнили?

- На первый взгляд, он производил впечатление человека сурового и высокомерного, но стоило с ним начать говорить, и оказывалось, что он очень открытый человек. Чрезвычайно внимательный, всё замечающий и умеющий поддержать. Ну а что касается профессионализма, то, конечно, Мастер с большой буквы. Песню «Храните, люди, шар земной» он записал с первого раза совершенно идеально. А когда я его попросил спеть ещё раз, «на всякий случай», спел абсолютно так же, эталонно.

- Много лет вы дружны с Александром Николаевной Пахмутовой. Какой она человек?

- Она потрясающий человек. Добрейший, порядочнейший, образованнейший, умнейший человек. Это такая искорка! Господь наделил её всеми этими качествами. Это потрясающе, что девочка из-под Сталинграда стала человеком Эпохи! При этом ни грамма звёздной болезни, доброжелательная, улыбчивая, гостеприимная. Я её обожаю! Я счастлив, что когда-то она обратила на меня внимание и пригласила работать в Союз композиторов. Это действительно настоящее счастье быть знакомым и дружить с таким человеком!

клевицкий_александр

- Ещё одна ваша коллега и подруга Лариса Рубальская. Вы с ней много работали, в том числе написали известную песню «Лилии для Лилии». Как это было?

- Мы дружили с Галей Гордеевой, это была знаменитая редактор на радио. И она попросила меня сочинить песню для её сына – Саши Айвазова. Текст написала Лариса Рубальская. Причем Лариса продиктовала мне слова по телефону, я сел за инструмент и сходу их спел. Моментально. А в итоге родился хит.

- Вы написали музыку для сотен сюжетов киножурнала «Ералаш». Чем вам была интересна эта работа? Можете вспомнить ваш любимый сюжет?

- Первый раз я написал музыку к «Ералашу» в 1983 году, к сюжету «Миллион лет до нашей эры, или как появилась человеческая речь», в котором главную роль сыграл Леонид Ярмольник. А всего я сочинил музыку примерно к тысяче сюжетов. Я очень люблю «Ералаш» и часто пересказываю друзьям сюжеты «Ералаша» как анекдоты. Любимых у меня много. Ну вот, например, такой. Если у вас есть собака, вы оцените! Торговый центр. Девочка ждёт маму. Мама примеряет платье и спрашивает дочку: «Ну как?» Девочка отвечает: «Мама, фу!» Мама примеряет другой наряд. Девочка снова: «Мама, фу!» Третий. То же самое. И мальчик, который рядом сидит, спрашивает: «А твоя мама знает другие команды?»

- А у вас есть домашние питомцы?

- Я, к сожалению, аллергик, поэтому животных люблю на расстоянии. Но в детстве у меня были рыбки, черепешка и даже уж!

- Уж?

- Рядом с Московской хоровой капеллой мальчиков, в которой я учился, был зоомагазин, и я за 10 копеек, на сдачу от завтрака, купил ужа. В набитом троллейбусе вокруг меня сразу образовалась пустота, а мама, увидев змейку, завизжала на весь дом. Но самое смешное, что уж у меня в итоге удрал. Мы его везде искали, но так и не нашли. Я, конечно, переживал. А потом оказалось, что он выжил и перезимовал между балконными дверями, где спрятался от нас. Весной я выпустил его в лес.

- Как вы считаете, есть ли у «Ералаша» будущее без Бориса Грачевского?

- Боря в «Ералаше» был всем. У «Ералаша» есть будущее, если его возглавит человек, равный Боре Грачевскому. А таких нет. Пока, по крайней мере. Поэтому нет ответа. Что там, в будущем будет, никто не знает.

- Вы сыграли эпизодическую роль в новогоднем фильме «Чародеи». Вы легко на это согласились?

- Я в то время был музыкальным руководителем мегапопулярного вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы». И вот однажды мне позвонил Евгений Павлович Крылатов и сказал, что пишет музыку к новогоднему кинофильму и что ему меня рекомендовали как аранжировщика. И вот как сейчас помню: у нас гастроли в Сочи, все музыканты перед концертом на пляже, а я сижу в номере и работаю. В итоге я сделал аранжировки, мы всё записали. И Крылатов был доволен, и режиссёр Константин Бромберг. У нас начался отпуск, и вдруг звонит Крылатов и говорит, что Бромберг очень хочет снять наш ансамбль в нескольких эпизодах. А из всех музыкантов ансамбля в Москве только трубач, бас-гитарист, певец и я. В итоге вместе с «Добрыми молодцами» в фильме снялся мой родной брат Миша-барабанщик! Крылатов оказался прав: без «Чародеев» не обходится ни один Новый год, и каждый раз все мои знакомые и коллеги обязательно мне говорят: «А мы тебя видели!»

клевицкий-и-орган

- Вместе с Юрием Николаевым вы создали Всероссийский музыкальный телевизионный конкурс «Утренняя звезда». Как вам в голову пришла эта идея?

- Я тогда работал в РИА «Новости» главным музыкальным редактором. У меня был свой кабинет, оборудованный всей мыслимой и немыслимой техникой, и ко мне часто заглядывали мои друзья. И вот как-то пришёл Юра Николаев, и мы начали с ним смотреть кассету с американской программы Morning Star. И пока смотрели, пришли к выводу, что надо нам делать свою такую же программу. Потом к этой идее подключился продюсер Сергей Лисовский. И родилась «Утренняя звезда». Я сочинил к ней первую музыкальную заставку и даже нашёл первого спонсора, а потом частенько бывал в жюри этой программы.

- Ваша старшая внучка Алиса занимается музыкой профессионально. Вам бы хотелось, чтобы она пошла по вашим стопам?

- Алиса учится в ДМШ им. Ипполитова-Иванова по классу фортепиано. Ей 11 лет, и станет ли она музыкантом, пока трудно сказать. Способности у неё очень большие. И успехи немалые: она стала лауреатом международного фортепианного конкурса в семь лет! И с тех пор практически ежегодно выигрывает какие-то конкурсы. Кстати, она примет участие в моём юбилейном концерте в Консерватории, будет играть мой «Сказочный марш». Конечно же, я очень рад, что она играет, что она играет на таком уровне. Джазовую музыку она, конечно, как я не сыграет, а вот классику – да! Пожалуй, в классике она меня обогнала.

клевицкий

- Какие у вас с ней отношения? Чем вы больше всего любите заниматься вместе?

- У неё, как и у меня, к сожалению, не так много свободного времени. Но, к счастью, мы живём рядом, и она часто ко мне заходит. У меня дома стоит рояль, и я очень люблю слушать, как Алиса играет. Сижу в соседней комнате и замечаю все ошибки и промахи, потихоньку поправляю. Это поразительное чувство – наблюдать за тем, как она растёт. А так играем в разные игры, или я показываю ей всякие музыкальные компьютерные программы, она, как и я, очень ими интересуется.

- Любите ли вы слушать радио?

- Как я уже говорил, я слушаю очень много музыки. И классической, и современной эстрадной. Но когда я еду в машине, у меня всегда работает или какая-нибудь разговорная станция, или «Орфей». Я с удовольствием его слушаю и горжусь тем, что работаю на «Орфее»!

- Если ли у вас любимые фильмы и книги о музыке и музыкантах?

- В своё время я перечитал едва ли не все книги из серии «ЖЗЛ», которую выпускало издательство «Молодая гвардия», где работал мой папа. И про композиторов, и про художников, и про писателей. Мне всегда было это очень интересно. А о Чайковском, мне кажется, я и вовсе прочёл всё, что когда-либо было написано. Да и все фильмы и сериалы о композиторах – и о Малере, и о Чайковском – я все посмотрел. А фильмы я люблю старые – советские, американские, итальянские. Фильмы Александрова могу пересматривать до бесконечности, великолепные мюзиклы! И почему-то мне кажется, что за все прошедшие годы ничего, что могло бы затмить кинематограф первой половины XX века, так и не появилось.

- Что за история связывает вас с Майклом Джексоном?

- Да уж… Если бы эта история сложилась, наверное, я бы был намного богаче! В 1988 году в Москву прилетела делегация из 23 самых известных американских сонграйтеров, песни которых исполняли артисты первой величины: и Мадонна, и Джордж Майкл, и Майкл Джексон. Назывался проект «Музыка громче слов», Music Speaks Louder Than Words. На встречу с американцами в Гнесинке пригласили всех наших композиторов-песенников: Давида Тухманова, Владимира Матецкого, Игоря Крутого, Игоря Николаева, Олега Газманова. И меня, совсем ещё зелёного композитора. Каждый выходил на сцену и играл свою музыку. У меня тогда хитов не было, и я мучительно пытался сообразить, что же мне сыграть. В итоге вышел и сыграл (а играл я прилично) Hey Jude группы The Beatles. Что тут началось! Все вокруг меня столпились и начали хором со мной петь. На следующий день ко мне домой приехали американцы, и мы с ними вместе придумали  песню «Наташа». Прошёл примерно месяц. Вдруг звонит мне Володя Матецкий: «Песня «Наташа» твоя? Сейчас в ВААП пришёл факс из Америки, что её будет петь Майкл Джексон!» Я помчался в ВААП (сейчас это РАО): «Покажите факс!» И мне показывают факс, в котором написано: «Том Келли, Билли Стайнберг, Александр Клевицкий, песня «Наташа». Исполняет Майкл Джексон. Если отказывается, то Джордж Майкл». Но в итоге ни тот, ни другой не спел. Не сложилось. А спел её мой соавтор Том Келли, автор мирового хита True Сolors.

- Вы автор гимна спортивного общества «Динамо». Вы активный футбольный болельщик?

- Футбол люблю! Я вообще спорт очень люблю. Но человек я совершенно не спортивный, так что смотрю его по телевизору! Мне, как и в творчестве, нравится сам процесс. И это относится абсолютно ко всем видам спорта. Я восхищаюсь мастерством спортсменов. А в футболе я обычно  болею не за фаворита, а за более слабого соперника. Мне всегда хочется какой-то интриги, хочется, чтобы слабый обыграл сильного!

клевицкий

- Вы уже много лет занимаетесь вязанием. Сейчас на это хобби остаётся свободное время? Что последним вы связали?

- На самом деле давно ничего не вязал. А в прошлом году в отпуске мы ходили на теплоходе (очень люблю круизы на теплоходах), и я купил очень красивую шерсть. Стал вязать… Но время в отпуске буквально летит! Так что довязать не успел, так и лежит недоделанное. А хотел Алиске связать красивый свитерок. Но, боюсь, пока довяжу, она уже вырастет!

- Я читала, что вы любите путешествовать. Куда было ваше самое захватывающее путешествие?

- Я много где успел побывать на гастролях. А сейчас больше всего я люблю путешествовать на машине. Один из любимых моих маршрутов – в сторону Ярославля, до Костромы. А обратно через Иваново, Суздаль, Владимир. По городам Золотого кольца практически каждый год езжу. Особенно я люблю ездить в конце июня – начале июля, когда начинается сезон земляники, и вдоль дороги сидят местные бабушки и продают её в огромном количестве. Землянику и первые лисички, которые я просто обожаю! Ну и, конечно, это очень красивая природа, потрясающей красоты места. Очень интересно наблюдать, как эти города меняются, как меняется в них жизнь. Ведь в некоторых из них я бывал ещё при Советской власти, десятки лет назад. Вот такие путешествия – это один из моих любимых видов отпуска. Очень люблю Петербург. Множество раз ездил туда на машине и каждый раз открываю этот город для себя как будто заново!

- С высоты своего сегодняшнего опыта, что бы вы сказали себе 18-летнему?

- Я бы сказал то, что всегда говорили мне родители: учись, образование никогда никого не портило. Когда мы молоды, мы не замечаем, как уходит время. Нам кажется, что жизнь бесконечна. А она пролетает, как одно мгновение. И чтобы успеть в этой жизни сделать как можно больше, нужно иметь крепкое образование. Я бы сказал: смотри на мир широко раскрытыми глазами и не пропускай ничего интересного. Да много чего сказал бы… Верь в настоящую любовь. Верь в настоящую дружбу. Это всё действительно существует!

- Вы творческий человек, который пробует себя в разном и решается на разные проекты. Чего нам ждать от вас в будущем? Есть у вас какие-то творческие идеи, которые очень бы хотелось осуществить?

- Я человек непредсказуемый и сам не знаю, чего от меня можно ещё ждать. Когда у меня рождается какая-то идея, я мгновенно загораюсь: могу не спать, не есть, работать сутки напролёт. Хочу писать музыку. Хочу сочинить третью симфонию. Но уверен в одном: я ещё не всё сказал, так что точку ставить рано!

Фотографии предоставлены пресс-службой радио «Орфей»

 

Смотрите также:


Комментарии: