Кейт Бланшетт: Первое правило королевы
От неё так и исходило сияние. Нежная королева эльфов покорила весь мир в одночасье. Успех тогда пришел к Кейт вместе с сагой «Властелин колец», где она сыграла одну из главных ролей. Впоследствии она сыграет ещё одну королеву, и вновь фильм прогремит и принесет ей награды.
Текст: Ольга Кононова
Сегодня она богата, успешна и знаменита. Когда-то внутри этой голливудской феи жила маленькая испуганная девочка, стеснительная и закрытая. Но взрослая Кейт научилась быть другой и сегодня знает, из чего готовят соус под названием «мировая слава».
Готовность к обороне
Кейт снова и снова возвращалась в воспоминаниях к тому страшному дню... Он начался как обычно: солнечные лучи залили веранду их дома в Австралии, на завтрак подали тосты, потом брат Боб с сестрой Женевьевой затеяли веселую игру, а Кейт села за фортепиано у открытого в сад окна. В какой-то момент она отвлеклась от нот и увидела, что по зелёной лужайке идёт её отец. Он улыбнулся и помахал рукой. А вечером... Отец внезапно скончался от сердечного приступа.
На первый взгляд жизнь семьи не сильно изменилась. Конечно, маме приходилось трудно, но она старалась окружить своих детей заботой и любовью, дать им образование. Однако для десятилетней Кейт смерть отца стала потрясением. С тех пор она поняла и запомнила на всю жизнь: каждый миг может стать последним. Уходя в магазин, к соседям, в школу, каждый раз отлучаясь из дома хоть ненадолго, Кейт искренне и подолгу прощалась с мамой и с каждым членом своей семьи. Это стало её привычкой, обязательной традицией, и никто никогда не смеялся над ней, понимая серьёзные причины этого ритуала. «Его смерть долгие годы, до рождения моих собственных детей, была главным событием жизни, — скажет она позже о себе. — Вероятно, это и сделало меня в смысле отношений в какой-то степени перфекционисткой...»
Маленькая Кейт изо всех сил так старалась быть хорошей, помогать маме и все свои детские силы направляла на совсем не детские цели — на свою независимость и безопасность близких. Эта постоянная готовность к обороне не могла не отразиться с годами на её облике. Её сегодняшнюю независимость и внешнюю холодность многие расценивают как высокомерие. Но она-то знает, что прячется за всем этим — нетерпимость к вторжению в свой внутренний мир. Восприимчивость, доходящая до смешного. Об этом она однажды искренне рассказала в интервью. «Знаете, я всё детство вела дневник. Мне было 12, и он случайно попал на глаза моему брату. Боб не удержался и прочёл его. А я сказала себе: «Никогда больше не буду писать! Никаких дневников». И когда я всё-таки завела электронный органайзер, то с персональным кодом, чтобы никто не мог прочесть! Каждый день меняла этот код без всякой системы, совсем запуталась и покончила с этим. Но хорошо помню то чувство незащищенности от вторжения».
Теперь мудрая Кейт Бланшетт не боится признаваться в своих слабостях. А тогда, в юности, в попытке упорядочить свою жизнь и жизнь своих близких, обеспечить общее благополучное будущее она поступила на экономический факультет. Девушка заставляла себя каждый день вникать в «особенности перегона крупного рогатого скота между Сиднеем и Госпортом в 60-е годы XIX века»... Но всё-таки не справилась, сдалась и ушла из университета.
Ключик к сердцу
Не очень понятно, как столь закрытый и даже стеснительный человек, как Кейт Бланшетт способен перевоплощаться, разоблачаться на сцене и экране. В жизни Кейт считает себя «вполне бесцветной блондинкой», любит серый и чёрный, и ведёт себя соответственно — старается ничем не выделяться из толпы. Ни дать ни взять обычная жительница Нью-Йорка, благополучная, подобная многим. И тем не менее она — звезда. Но Кейт честна перед собой. И поэтому ей никогда не приходилось от себя бежать. Да ведь от себя и не убежишь. «Мне свойственно идти прямой дорогой, не таиться, не строить сложные маршруты к своей цели. Да и сама категория личной цели для меня весьма сомнительна», — так рассуждает эта знаменитая актриса. Честность и искренность она больше всего ценит и в семейных отношениях. Может быть, именно поэтому её брак — один из редких счастливых в Голливуде.
Когда Бланшетт впервые увидела Эндрю на каком-то многолюдном мероприятии, он сразу не понравился ей показался заносчивым снобом. Он потом признавался, что тоже не получил удовольствия от знакомства: Кейт, как и на многих, произвела впечатление женщины холодной и равнодушной. Он тогда ещё не знал, что такая она — со всеми, кроме самых близких: никого не пускает в свой мир. Но потом они встретились снова, и вновь случайно. В эту вторую встречу режиссёр и драматург Эндрю Аптон отчего-то заговорил о Тургеневе, о «Месяце в деревне» — очень тонкой и очень печальной вещи. Так, нечаянно, он сразу подобрал ключик к настоящей Кейт: трогательной, сентиментальной и нежной. Он поделился с ней частью своей души, а она в ответ навсегда отдала ему своё сердце. Очень скоро они поженились. И все те годы, что Кейт и Эндрю вместе, между ними ни разу не пробежала чёрная кошка. Сдержанный и самоуверенный Эндрю не ревнует Кейт ни к партнерам, ни к профессии, ни к славе. Зная, что она — настоящая принадлежит только ему и детям. «У Эндрю удивительное чувство собственного достоинства и самообладания, — спокойно улыбается Кейт Бланшетт. — Он находился рядом со мной, когда я ещё не была знаменита, и он понимает, что я не очень сильно изменилась».
«Я была бы рада иметь пятилетний план, но я не Сталин»
За свою первую роль в массовке в каком-то египетском фильме о боксе Бланшетт получила 5 динаров и тарелку фалафели (жареные котлетки из турецкого гороха со специями). «Нет, это не искусство, — решила она тогда. — Настоящие актрисы играют только в театре». И совсем скоро Кейт стала звездой театров Мельбурна и первой в Австралии актрисой, собравшей в один год все престижные театральные награды. Однако всё-таки это была локальная слава — Бланшетт знали преимущественно австралийские театралы, ну и туристы, быть может.
Это её, надо сказать, вполне устраивало. Она по-прежнему оставалась слишком робкой и каждый раз ужасно волновалась перед появлением на публике. В детстве, мечтая о творчестве и самовыражении, она вовсе не актрисой хотела стать, а очень увлекалась радио. Потому что дома ложилась спать и просыпалась под бабушкино радио (та слушала программы со звонками в ночной эфир, где невидимые, неизвестные люди рассказывали о своих судьбах) и с тех пор привыкла считать, что её аудитория должна быть невидима — как радиослушатели. И тогда же, в школе, Кейт даже делала радиопередачу — с «интервью» и «репортажами».
Но однажды её подруга, поставившая очередной школьный спектакль, очень убежденно сказала: «Следующий будешь ставить ты!» Кейт словно заразилась её уверенностью, согласилась и до сих пор вспоминает овации, которыми наградили её соученики после премьеры. Эта удача изменила её отношение к себе, и именно тогда она решила побороть свои страхи.
Театральные успехи способствовали появлению Кейт на телевидении. Следующим этапом стали первые опыты в кино. В 1996 году появилась её первая заметная работа — короткометражка «Парклэндс». В 1997 году состоялся полноценный кинодебют — Кейт получила роль в фильме с символическим названием «Дорога в рай». С тех пор она всё реже играла на сцене, но кинематограф заполучил её целиком. За воплощение на экране образа британской королевы в картине «Золотой век» Бланшетт получила «Золотой глобус» и номинацию на «Оскара». После премьеры на Кейт обрушилось столько выгодных предложений, что она иронизировала: «Я была бы рада иметь пятилетний план, но я не Сталин, чтобы планировать пятилетки». Предпочтение актриса отдавала и отдаёт интеллектуальным сценариям. А когда-то Кейт шутила, что единственным серьёзным стимулом сняться в трилогии «Властелин колец» для неё стали «островерхие эльфийские ушки моей героини». После съёмок Кейт попросила оставить себе на память их отлитую в бронзе копию. В картине «Человек, который плакал» она очень правдоподобно сыграла русскую девушку. Для этого Кейт специально летала в Лондон и брала у Игнеборги Дапкунайте мастер-класс: та рассказывала ей о том, что значит быть русской, учила манерам и, как могла, — произношению.
Она была даже «Бобом Диланом» в фильме «Меня здесь нет». «Правда, на самом деле я не играю Дилана. Моего героя зовут Джад, и он тот, кем Дилан мог быть. Тот факт, что я женщина, дистанцирует меня от него. И это очень хорошо. Ведь самое ужасное для актёра — влюбиться в своего героя. А я всегда любила музыку Боба Дилана. Правда, она пугала меня, потому что одурманивала», — рассуждает Кейт.
Благодаря удаче и везению роль возлюбленной Робина Гуда, девы Мэрион, досталась Кейт, а не Сиенне Миллер. Та не прошла окончательный кастинг, как говорят, «из-за несоответствия физических параметров параметрам исполнителя главной роли Рассела Кроу». Этот фильм британского режиссёра Ридли Скотта открыл в этом году один из самых престижных международных киноконкурсов — Каннский фестиваль.
По счастливой случайности Кейт сыграла и голливудскую легенду Кэтрин Хепбёрн («Авиатор», 2004). От роли отказалась Николь Кидман, и режиссёр Мартин Скорсезе отдал её Бланшетт. Стать Хепбёрн было не так-то просто: Кейт заставляла себя играть в теннис и гольф, принимать ледяной душ по утрам, как любила звезда, и научилась говорить хрипловатым, низким голосом. Ради этого она пересмотрела все фильмы с участием своей героини. Изменилась Кейт и внешне: ей надели каштановый парик, а на лице и руках нарисовали веснушки. Труды были вознаграждены: роль в «Авиаторе» принесла актрисе её первый «Оскар». Но здоровый цинизм Кейт позволил ей относиться к суете вокруг этой желаемой всеми награды достаточно спокойно.
Девочка, выросшая «на белом хлебе»
Нет, она никогда не гналась за славой, деньгами и за вечной молодостью, о чём мечтает едва ли не каждая голливудская звезда. Кейт — актриса, которая никогда не делала пластических операций. Она говорит, что «боится утратить свою профессиональную мимику». Но на самом деле она та редкая и счастливая женщина, которая умеет любить себя настоящей. И уверена, что её близкие тоже ценят в ней что-то гораздо более важное, чем отсутствие морщин.
«Ботокс — это страх, вводимый шприцем. Дорогие, да ведь смерть не становится менее неотвратимой от того, что ваши лица неподвижны!» — жестко заявила она как-то в интервью.
В 1999 году журнал People включил тридцатилетнюю Бланшетт в список самых красивых женщин мира. Почти десятилетие спустя, весной 2008-го, через месяц после рождения третьего сына, великолепная Кейт блистала на красной дорожке Каннского кинофестиваля в платье от Armani Prive под пристальными и не щадящими «взглядами» фотокамер. И шла, как королева.
Поводом для появления Кейт на страницах светской хроники могут стать только очень важные мероприятия. Она всегда предпочтёт звёздной вечеринке вечер дома, у камина, с книжкой и бокалом сухого красного вина. И хотя среди её экранных возлюбленных были все голливудские секс-символы — Брюс Уиллис, Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо, Джордж Клуни, о своих красавцах-партнерах актриса отзывается примерно в таком духе: «Брэд такой забавный, постоянно меня смешил. Когда Питт нёс меня на руках в гору, то я думала, что он умрёт под тяжестью моего тела. Но он ни разу не пожаловался. Я чувствовала себя, как мешок с картошкой, и винила себя за то, что утром слишком плотно позавтракала. Я полюбила его, но, конечно, по-другому, чем своего мужа».
У Кейт и Эндрю трое сыновей — 10-летний Дэшиел Джон, 7-летний Роман Роберт и младший, двухлетний Игнатиус Мартин (родился 13 апреля 2008 года). «Материнство совершенно изменило меня. Нет, «изменило» — неверное слово. Расширило мой кругозор. Когда Дэшиелу было несколько месяцев, я приступила к съёмкам в «Охоте на Веронику». И тут у меня началась паника: я вдруг решила, что больше не смогу играть, как раньше, ведь все мои чувства и мысли были заняты ребёнком. Но потом страхи прошли. Я просто стала работать, освободившись от снисходительности к себе и прочего барахла, занимающего актёров», — вспоминает актриса.
Теперь, когда ей предстоят съёмки вне дома, вся её семья — Эндрю, Дэшиел, Роман и Игнатиус — тоже снимается с места и едет вместе с ней. Дети привыкли к переездам и перелетам, но самое главное — они привыкли к тому, что мама и папа всегда рядом.
В последнее время Кейт Бланшетт вместе с мужем и сыновьями живёт в Австралии. С 2008 года супруги руководят «Сиднейской театральной компанией». Сейчас актриса работает над ролью в новом фильме «Хана» (это история о девочке, из которой стараются вырастить убийцу). Съёмки проходят в Германии, однако всё своё свободное время Кейт всё равно посвящает семье. На днях семейство Бланшетт-Аптон видели на прогулке в Берлинском зоопарке. Мама весело играла с детьми, не замечая притаившихся папарацци. Свобода — это личное ощущение, когда не боишься своей сверхпопулярности. И готов к тому, что частная жизнь становится публичным представлением, но умеешь с этим справляться. И ещё радуешься каждому дню, когда можешь побыть со своими близкими, и мелочам, из которых и состоит вся наша жизнь. Правила королевы — можно было бы сказать и так. Или стиль жизни Кейт Бланшетт. «В конце концов, я просто человек из среднего класса, девочка, выросшая, как говорят у нас в Австралии, «на белом хлебе», — говорит о себе Кейт. — С очень счастливой личной жизнью. Вот и всё».
Смотрите также:
- 44 котёнка
- День влюбленных
- Волшебник страны ОЗ
- Хрустальная турандот
- Весна уже здесь
- Валерия Гай Германика: «Школа» жизни
- Про мороженое
- Татьяна Лазарева: Дылда из телевизора
- Юбилей сотрудничества
- Олег Рой: «Я очень люблю утопию»