Ирина Миронова: Искусство снимать музыку
Ирина Миронова - легендарный российский режиссер-клипмейкер. За 20 лет творческой деятельности сняла более 1000 клипов для самых топовых артистов страны. В эксклюзивном материале для наших читателей Ирина рассказала о профессиональном пути, любимых видеоработах и ближайших планах.
- Ирина, расскажите про начало вашего пути. Вы сразу нашли свое призвание?
- В 1991 году я приехала в Москву поступать во ВГИК, в который не поступила. В силу моего юного возраста мне тогда отказали - на режиссерский факультет не принято принимать таких малышей 16-ти летних, особенно девочек тоненьких, худеньких и хрупких. Я перешла дорогу и села в троллейбус, который привез меня к университету геодезии, картографии и аэрофотосъемки. Мне очень понравилось название факультета «Прикладная космонавтика», куда я с успехом и поступила, а на 3 курсе сообразила, что нужно, все-таки, реализовать детскую задумку, которая меня не отпускала все это время - снимать драматически поставленные произведения.
В 100 метрах от моего института находился театр им. Гоголя, так он тогда назывался. Сейчас это Гоголь Центр. Буквально каждый день по нескольку раз я проходила мимо театра, рассматривая афишу и мечтая о том, что попаду на спектакли. Денег на билет в театр у меня не было, их не было тогда даже на ежедневный обед. Однажды, я увидела на служебном входе объявление о том, что требуется помощница по хозяйству - это был мой счастливый билет - попасть в театр бесплатно, да и еще и заработать денег. Пробыла я в этом месте недолго, всего два месяца, но после меня уже охватила жажда приблизиться к камере, к съемочному оборудованию и я пошла в Останкино. И там приблизилась к камере и начала создавать собственные визуальные миры.
- С кем вам комфортнее работать на площадке, с состоявшимися звездами или начинающими артистами?
- Комфортнее всего мне работать с профессионалами, а труднее всего с дебютантами. Казалось бы, если ты "звезда", то ты капризная. Но такие люди как Алла Пугачева, Земфира, Кристина Орбакайте, Би 2 - это те, с кем на площадке работать наиболее приятно. Они точно знают, что доверившись профессионалу они только помешают своими советами. Лучше выражать пожелания и просьбы, чем давать указания. Это пример наилучшего контакта, когда артисты мне доверяют сделать мою работу. Здесь речь не только о том, что я должна наилучшим образом понять то, о чем меня просит заказчик. Это не так просто как кажется, даже если предлагают снять что-то конкретное. Например, какая-то певица просит снять её в красном платье на фоне белой стены танцующей танго. Казалось бы, ну что тут ещё можно не понять, а на деле нюансов очень много. Что это за стена, где она, шар это или квадрат? Какая интерпретация? Здесь надо на берегу договариваться с артистом о том, что любая версия, даже максимально приближенная к тому, что хочет артист, все равно будет авторская. Каждый клип нужен для каких-то конкретных целей и, когда все эти цели суммируются, то появляется одна большая - повысить влюбляемость в артиста. Поставить его на пьедестал так, чтобы его было видно, чтобы было интересно на него смотреть и рассматривать как арт-объект и при этом получать от этого огромное удовольствие.
- Какими клипами вы больше всего гордитесь и почему?
- Я горжусь теми клипами, которые мне тяжелее всего достались. Но про них, как правило, никто не знает, потому что сняты они для дебютантов. С художественной точки зрения, быть может, не все они сильные, но я вспоминаю о них с большой профессиональной гордостью. Еще мне всегда нравились клипы для так называемых “туристов”. Это люди имеющие большие финансовые возможности, делающие на память для домашнего просмотра клипы, которые никто кроме них не увидит. В работе всегда хочется чтобы бюджет для съемок был как можно больше. Ведь благодаря этому увеличиваются профессиональные возможности на площадке от грима до операторского цеха, что позволяет приглашать к сотрудничеству лучших профессионалов. Именно поэтому для “туристов” получаются очень сильные работы.
- Большую ли роль в ваших клипах играют локации?
- Да, часто бывало так, что на съемках я оказывалась в странных для посещения местах. Но это было необходимо. Клип “Уличные псы” для Децла мы снимали на помойках, которые очень долго искали. Нам нужно было найти самые обшарпанные стены и самые узкие улочки, заваленные хламом, чтобы подчеркнуть в клипе и создать этот мир чего-то очень модного и сломанного.
- А в жизни? Есть любимые места для времяпровождения?
- Я очень люблю Садовое кольцо. Кататься на машине по нему ночью или ранним утром, когда погода позволяет увидеть город во всей красе - нарядным, чистым, свежим после утреннего дождя и залитого солнцем. Люблю гулять там и пешком, и на велосипеде. Это бывает крайне редко, но это особое счастье, приключение. Я всегда радуюсь, как ребенок, для меня это детский восторг. Стараюсь передвигаться по Садовому кольцу пешком, как только появляется такая возможность. Долгое время мой офис находился в здании гостиницы "Пекин"на Маяковской. Это место мне особенно дорого. Там сделана большая часть моих самых известных клипов. Мне нравится этот имперский стиль сталинской эпохи, он довольно провокационен и мотивирует на создание новых концептов. Мне доставляло огромное удовольствие наблюдать за нашим зданием. И все переулки вокруг Триумфальной площади были изучены наизусть, кафешки все опробованы, ресторанчики все обсижены. Это мое самое любимое место, по причине того, что я там сделала много чего хорошего и познакомилась с огромным количеством интереснейших людей.
- Ирина, спасибо за интересную беседу. Удачи вам в будущих проектах.
- Спасибо.
Текст: Анна Брусенкова
Смотрите также:
- Город зимы
- мех летом
- Александр Пушкин: Карты, деньги, два ствола…
- Экологические ёлки
- Дизайнер авангарда
- Дозор. True Magic Show
- Телепорт
- Пётр Налич: Пётр Второй
- Астрид Линдгрен: Сказочная история
- Джуд Лоу: Джуд Великолепный