Игорь Евард: «В моей музыке много философии»

Поделиться:

Наш разговор с композитором Игорем Евардом состоялся накануне его творческого вечера. Идея трилогии классических кроссоверов под общим названием «Rainbow bridge» окончательно реализована. Мы расспросили его какой смысл он вкладывает в трилогию и почему у него композиции автобиографичны.

- Игорь, расскажите с чего начался Ваш творческий путь? В какой момент Вы решили посвятить жизнь музыке? 

- В 6-летнем возрасте я услышал орган в католическом костеле. Это было незабываемое впечатление, непревзойденное по силе воздействия: уже тогда мною было принято решение стать музыкантом. Но чтобы реализовать этот детский импульс, который находился в потенциале, понадобились годы. Во время моей работы горным инженером на шахте, случился Чернобыльский взрыв. Это коснулось меня лично – здоровье пошатнулась, нужно было уезжать, менять профессию. Появились вопросы: что делать дальше, как и во имя чего жить? Видимо, нужен был так называемый «волшебный пинок», чтобы сделать осознанный шаг, перейти от пассивного состояния к контролируемой деятельности для достижения цели. Очень много времени было отдано музыкальному самообразованию. И, наконец, Москва - одна гитара в руках, отсутствие работы, жилья и средств к существованию: так я в 1995 году приехал из Смоленска, чтобы профессионально заняться композицией.

 - Ваши композиции автобиографичны? Связаны ли они с пережитым жизненным опытом или вдохновлены историями других людей?

-  Автобиографичны произведения любого художника, будь то музыкант, живописец, поэт… В моей музыке много философии, что часто отмечают музыковеды. И это не случайно: за плечами кандидатская диссертация по философии, профессиональная преподавательская деятельность. Философская  мысль, связанная как с наукой, так и с искусством, бесспорно, наложила отпечаток на мои сочинения. Бывало и так, что творчество переплеталось с личной жизнью, как, например,  в случае с одной из моих последних работ, кроссовером «Starlight». Там есть такие близкие моему мироощущению строки: «В моей жизни много достижений, потерь, побед, радостей, поражений… Отстраненный взгляд в твоих глазах сказал мне больше, чем слова, повторенные сто раз. Я понял, ты уходишь…  Тогда мне показалось, свет звезды нашей любви для меня погас. Но сейчас я понимаю – моя жизнь всегда была освещена светом нашей любви. И, может быть, ты это тоже поймешь?». В другом кроссовере «Rainbow Bridge» на стихи Маргарет Плат я говорю, что мне нужно построить радужный мост, который сделает реальностью наши мечты. Такой «крутой замес» романтики, философии очень точно отражает мое внутреннее состояние.

- Расскажите об исполнителе вашего дебютного кроссовера «Rainbow bridge». Что должно быть в артисте, чтобы Вы доверили ему свои произведения? С кем из известных теноров Вы хотели бы сотрудничать в дальнейшем? 

- Rainbow bridge, так же, как и два  других кроссовера, составляющих трилогию, Time и Starlight, – экспериментальный для меня жанр. Требования к исполнителю очень высоки: это должен быть высокообразованный человек с развитой внутренней культурой, вокалист, обладающий широким диапазоном, виртуозным оперным голосом. К тому же, произведения написаны на английском языке – необходимо хорошее произношение. Соответствовать такой планке требований крайне сложно. Но мне посчастливилось найти исполнителя, это Сергей Писарев, солист Новой оперы и арт-проекта «Тенора XXI века». Мы продолжим сотрудничество с этим артистом, сейчас он уже приступил к работе над другими моими вокальными сочинениями. Также на ближайший концерт приглашен молодой вокалист, солист Большого театра Валерий Макаров – это очень талантливый артист, высокий «россиниевский» тенор, его ждет блестящее профессиональное будущее.

- Совсем недавно Вы презентовали клип на дебютный сингл «Rainbow Bridge». Что Вы почувствовали, впервые увидев его? Какой момент или образ в клипе для Вас стал знаковым? 

- Клип – это самостоятельное произведение, способное, в сравнении с аудийным треком, радикально изменить содержание. Впечатления от готового клипа были противоречивыми. Главное, конечно, радость: от того, что получилось что-то нетривиальное, особенное, отличное от массового потока российской эстрады. В клипе много фантазии, философских «ребусов», которые придумала и привнесла в концепцию клипмейкер, режиссер Ирина Миронова. С другой стороны, было желание кое-что изменить, сделать по-своему, еще больше «приподнять»  с точки зрения духовности. Желание вполне естественное для автора, но… уважительное отношение к границам личного творчества не позволяет заходить на территорию другого творца. Что касается  знакового образа, это, безусловно, картина, на которой мужчина в черном костюме балансирует на канате – она  появляется в начале и в конце клипа. Нечто похоже на мое творческое состояние, когда приходится шагать в неизвестность: думаю, сомневаюсь, но все равно делаю шаг.

- Игорь, в клипе «Rainbow bridge» образ музы является основополагающим и проходит через весь видеоряд. Что он символизирует и как влияет на Вашу жизнь?

- Это образ, который каждый воспринимает по-своему: кто-то увидит много эротики и не заметит терзаний художника, кто-то, напротив, углубится в философскую подоплеку, оставив на втором плане эмоции и чувства. В этом и есть смысл художественного произведения –  индивидуально будить фантазию каждого зрителя. Что касается моего представления, это художественные образы, неисчерпаемые в способах воздействия на человека: ангелы-спасители, оберегающие в минуты опасности, темные силы-искусители, пытающиеся свернуть личность  с правильного пути. И конечно, вдохновляющие светлые озарения.

- Назовите трех лучших композиторов современности.

- Во мне живет академический композитор, объединивший в своем творчестве классические традиции, и современный автор, который экспериментирует в области эстрадного жанра классического кроссовера. Для меня не играет роли, в какую форму облекаются художественные  образы, главное, чтобы музыка была талантливой. Поэтому такое большое значение имеет для меня наследие величайших гениев XX века Прокофьева и Шостаковича. А эксперименты в области классического кроссовера, который находится вне стилей, жанров, предлагаемых обстоятельств, эксперименты, иногда попросту «разрывающие» шаблоны – это уже сфера неизведанного, сфера открытия каких-то новых граней в искусстве. И в этом мне близка фигура Джоша Гробана, который сам себя характеризует как поп-музыкант с влиянием классики.

- Поделитесь творческими планами. Какие премьеры и концертные выступления запланированы в ближайшее время?

- Планирую записать  третий кроссовер «Time»  на слова поэта и лингвиста Антона Брежестовского: таким образом будет окончательно реализована идея трилогии классических кроссоверов, «живое» исполнение которой  состоится на творческом вечере в Доме-музее Марины Цветаевой 30 сентября.

- Rainbow Bridge, Радужный Мост – какой личностный смысл Вы вкладываете в этот символ?

- Радужный Мост способен привести к воплощению самой смелой, самой, казалось бы, недосягаемой мечты. Главное – жить созидая, никого не копируя. Верить в правильность выбранной цели. Верить в Радужный Мост, который соединит свободу и счастье. Доверять Вселенной. А какие формы приобретает это творчество – не так уж и важно.

Текст Анна Брусенкова

Смотрите также:


Комментарии: